Он отметил, что у центробанков этих стран была слишком мягкая денежно-кредитная политика. Ее цель была такова: поддержка национального бизнеса и населения в пандемию. Калечиц напрямую не сказал о «байденфляции» и включении «печатного станка» в США. Но он заявил, что были «беспрецедентные объемы денежной эмиссии». На них наложились разрыв логистических цепочек и перебои в поставках товаров. Это породило волны инфляции на мировых рынках.
Другой фактор — неурожай отдельных продовольственных культур в ведущих регионах-производителях. Было и сокращение поголовья крупного рогатого скота, свиней и птицы. Плюс к этому уменьшились объемы производства на фоне энергетического кризиса.
Рост мировых цен экспортировался в малые открытые страны, оказав значимое влияние в том числе и на нашу экономику.
Калечиц считает, что и в 2022 году для Беларуси будут сложные внешнеэкономические условия. Среди основных рисков остаются: пандемия, сокращение объемов производства в странах-партнерах, сложности в цепочках поставок, рост транспортных расходов и т.д.
Как считает представитель Нацбанка, хоть по итогам года инфляция и превысила прогноз, составив 9,97%, зато была сохранена покупательная способность доходов населения. Располагаемые доходы граждан выросли на 2%. Более того, Калечиц успокоил аудиторию: пиковые значения темпов роста цен уже практически пройдены.