Работа с маркетплейсами: важные нюансы о налогах, рекламном сборе и договорах
Маркетплейс — это не интернет-магазин
Давайте вначале разберемся с правовым статусом маркетплейсов. Итак, это электронная торговая площадка (онлайн-платформа), где:
представлены товары и услуги третьих лиц;
предложен способ «свести» покупателя и продавца максимально эффективно;
есть возможность реализовать товар;
есть возможность оплаты через площадку (предоплата), так и непосредственно при самовывозе товара или курьеру (постоплата).
Очень важно понимать, что маркетплейс не является интернет-магазином!
Отдельного закона, регулирующего отношения продавца и маркетплейсов, не существует. Общие вопросы предусмотрены Гражданским и Налоговым кодексами, а также Кодексом об административных правонарушениях.
Также при решении других вопросов в дело вступают нормы законодательства о торговле (в частности, законов «О государственном регулировании торговли и общественного питания» и постановления Совмина № 31 «Об утверждении Правил продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам»), законодательства о СМИ (самого закона «О средствах массовой информации», а также постановления Совмина № 850 «Об утверждении Положения о предварительной идентификации пользователей интернет-ресурса, сетевого издания»), о защите информации и персональных данных, прав потребителей, рекламе и т.д.
Юристы обращают внимание продавцов, что при заказе товаров из иностранных интернет-магазинов или площадок (то есть расположенных вне доменной зоны .бел или .by), владельцами которых являются иностранные компании-продавцы, белорусский потребитель приобретает товар не в Беларуси, а в стране регистрации такого продавца. То есть ко многим моментам учета и разрешения претензий законодательство нашей страны — например, о защите прав потребителей — не применяется.
Договор между маркетплейсом и продавцом: что важно?
Вот какие пункты обычно прописывают в договорах:
порядок размещения информации о продавце и его товарах;
каким образом маркетплейс организует взаимодействия между продавцом и покупателем, в том числе вопросы заключения между ними договоров, возврата товаров, денег;
порядок и условия оказания услуг по доставке товаров.
Важно помнить, что это трансграничный договор, который учитывает особенность законодательства разных стран.
— OZON и Wildberries имеют добротные рабочие договоры, адаптированные для нашей юрисдикции, — поясняет эксперт в налоговых вопросах, партнер ООО «Степановский, Папакуль и партнеры. Юридические услуги» Елена Сапего. — Поэтому не стоит рассчитывать на какие-то индивидуальные условия работы: площадки не готовы обсуждать их с предпринимателями.
Но для белорусского продавца в договорах двух маркетплейсов есть важное отличие.
Договор с OZON позволяет подписать акт приема-передачи оказанных услуг в одностороннем порядке. Соответственно, стоимость, например, посреднических услуг маркетплейса можно отнести на затраты с целью исчисления налога на прибыль или подоходного налога, поясняет юрист.
Посреднические услуги облагаются налогом по месту нахождения посредника — то есть в России, соответственно, белорусская организация или ИП НДС в Республике Беларусь с посреднического вознаграждения не уплачивают.
Договор с Wildberries такой возможности не предусматривает. Соответственно, стоимость любых услуг Wildberries (ни посреднических, ни иных) не может быть отнесена на затраты с целью исчисления налога на прибыль или подоходного. Несмотря на выставление Wildberries счета-фактуры по НДС на портале, НДС не может быть принят к вычету, так как первичный учетный документ Wildberries не соответствует белорусскому законодательству о бухгалтерском учете.
Но, поясняет юрист, остается возможность освобождения от уплаты НДС на основании заявления в налоговую инспекцию по месту регистрации юрлица или ИП.
Ставка НДС для комиссионного товара (а продавец отдает товар маркетплейсу на комиссию) — 20%. «Нулевая» ставка при реализации комиссионного товара не может быть применена: маркетплейс не уплачивает НДС при ввозе комиссионного товара, соответственно, ставку НДС в размере 0% подтвердить невозможно.
— И еще важный момент. Белорусские юрлица и ИП порой думают, что электронный документооборот подразумевает и электронную цифровую подпись. Это не так! ЭЦП в отношениях с субъектами Российской Федерации неприменима — у нас нет соответствующего соглашения между странами, — обращает внимание юрист.
Рекламный сбор. За что платим?
Реклама товара на маркетплейсе размещается (распространяется) на территории Беларуси либо таргетируется на жителей Беларуси. То есть уплачивают рекламный сбор юридические лица и ИП Беларуси.
Базой для исчисления рекламного сбора является стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без НДС.
Читайте также:
Если стоимость невозможно определить на момент заключения договора, в тексте договора должна быть указана ссылка на документ, содержащий информацию о стоимости фактически оказанных услуг за отчетный период, который является неотъемлемой частью договора (например, акт выполненных работ или счет-протокол).
Если договор предусматривает оказание комплекса услуг, то стоимость оказания услуги по размещению (распространению) рекламы должна быть выделена из общей стоимости.
Разные модели работы с OZON — разные документы
OZON с продавцами работает по трем моделям.
FBO (Fulfillment By Operator): продавец привозит свои товары на склад OZON; сотрудники склада принимают товар и размещают его на площадях для хранения; когда товар заказывают, работники склада находят его, упаковывают и передают внутренней службе доставки; товар доставляется покупателю.
FВS (Fulfillment Ву Seller): товар заказывают, продавцу приходит уведомление; продавец самостоятельно упаковывает товар и передает его в специальный пункт приема; товар поступает во внутреннюю службу доставки и едет к своему обладателю.
RFВS (Real Fulfillment Ву Seller): продавец передает упакованный товар не во внутреннюю службу доставки OZON, а в другую или вообще привозит товар самостоятельно.