Белорусские автодилеры начали возить новые машины из Казахстана

Источник:
Office Life
07.09.2022 07:00
Ситуация на авторынке Беларуси довольно сложная: новых машин становится все меньше, дилеры, по их словам, «в поисках альтернативных источников поставок через другие регионы». Вместе с тем на профильных торговых площадках появились объявления о продаже, например, нескольких экземпляров Toyota Land Cruiser 300 — премиального автомобиля 2022 года выпуска по цене $186,5 тыс. (приблизительно на треть дороже, чем год назад, когда модель была презентована). Продает их официальный дилер Toyota и Lexus в Беларуси, но на сайте дилера эти авто не предлагаются. Office Life разбирался, откуда машины.

Эксперты рынка поясняют: многие дилеры сейчас находятся в условиях, когда санкции, под которые попал российский авторынок, формально не затронули Беларусь, но на деле автомобилей — как произведенных в России, так и ввезенных через нее — в нашей стране тоже почти не осталось.

Параллельный импорт автомобилей в Россию, который еще в начале мая разрешил Минпромторг РФ, пока, можно сказать, практически не работает: массовые поставки в страну по новой схеме не фиксируются, есть разве что точечные.

Получается, что российские импортеры сейчас сами находятся в невероятно сложных условиях и ничем не могут помочь белорусским дилерам. Наши вынуждены искать альтернативные пути поставок самостоятельно.

Откуда везут? Из Казахстана. Страна не затронута санкциями и открыта для импорта», — поясняет знакомый с ситуацией на рынке эксперт.

По его словам, эта схема абсолютно легальна, разве что, во-первых, не очень вписывается в привычные условия сотрудничества российских импортеров и белорусских дилеров, а во-вторых, цена автомобиля за счет усложнения логистических цепочек (и в целом ситуации на рынке) растет.

Так новые или с пробегом?

На скриншоте объявлений о продаже можно заметить и очень небольшой пробег Toyota Land Cruiser 300: от 5 до 14 км. То есть формально это машины с пробегом, по сути же — и это понимает каждый пользователь — новые. Так, кстати, сказано и в описании внутри объявления.

«Белорусские дилеры даже технически не могут продавать через свои сайты как новые те автомобили, которые они получили не от импортера. Поэтому они выставляются как б/у», — поясняет эксперт.

В комментарии OL представители дилерского центра «Toyota Центр Минск Восток», который и выступает продавцом этих Land Cruiser 300, подтвердили, что «Беларусь испытывает на себе последствия событий, которые наступили в России после введения в отношении нее санкций». Но наши дилеры стараются продолжать работу и удовлетворять клиентский спрос.

«Дилерский центр „Toyota Центр Минск Восток“ продолжает оказывать сервисные услуги и продавать автомобили Toyota. Безусловно, за полгода сформированный склад автомобилей вымылся естественным образом: клиенты раскупили почти все, что было в наличии. Сейчас у нас очень небольшой склад. В основном это авто с пробегом, некоторые почти новые с полностью дилерской историей», — комментируют представители центра.

В «Toyota Центр Минск Восток» поясняют, что ранее автомобили поставлялись в Беларусь через российского импортера, возможности которого сейчас сильно ограничены: «Поэтому мы в поисках альтернативных источников поставок через другие регионы».

Из какой страны были поставлены в Беларусь конкретно эти Land Cruiser 300, в комментарии дилерского центра OL не уточняется.

Также, говорят представители дилера, чтобы пополнить объем предложения, они активно принимают на реализацию у белорусов б/у автомобили бренда.

Что с ценой?

Повышение цены на новый — или, как называет его дилер, «с небольшим пробегом и дилерской историей» — автомобиль примерно на 35% за год (по сравнению с ценой прошлого года, когда модель была презентована) в «Toyota Центр Минск Восток» поясняют так: «К сожалению, это новая реальность. Логистические цепочки разрушены, стоимость комплектующих выросла в разы. Многие заводы остановились или сильно сократили производство».

Цены на автомобили сегодня устанавливает рынок, а не завод-изготовитель. Здесь много факторов: и сильно осложнившаяся логистика, и глобальный дефицит, и спрос, значительно превышающий предложение. Белорусский рынок все еще находится в состоянии отрицания и принятия этой новой реальности, но это временно.

Напомним, что в августе белорусский авторынок упал почти на 84%: в последнем месяце лета дилерам удалось продать всего 542 новые машины. Это на 2834 меньше, чем в августе 2021 года. Сокращается и ассортимент предлагаемых авто: если в прошлом году белорусы могли выбирать из 112 новых моделей, то сейчас количество вариантов сократилось до 36.

По данным Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), в стране складские запасы новых машин всех марок соответствует трехмесячному объему продаж — около 2 тыс. единиц.