Бросил универ и заработал более $100 тыс. История топового киберспортсмена из Бобруйска

Источник:
Office Life
16.03.2023 12:00
В 20 лет Игорь Солодков из Бобруйска решил бросить универ, чтобы играть в Counter-Strike. Конечно, родители были против — но, говорит Игорь, недовольство исчезло, когда они поняли, что сын может зарабатывать большие деньги, занимаясь тем, что ему действительно по душе. С тех пор Игорь lollipop21k Солодков стал топовым белорусским киберспортсменом по CS:GO, заработал более $100 тыс. и не собирается останавливаться. Office Life спросил звезду белорусского киберспорта, как из регионального компьютерного клуба попасть на вершину, а также обсудил со спортивным психологом, чем отличаются киберспортсмены от геймеров и стоит ли родителям поддерживать любовь детей к игре.
Екатерина Мулярчик,
спортивный психолог

— Можно ли назвать киберспорт настоящим спортом? Считаю, да, но с небольшими оговорками, — говорит спортивный психолог Екатерина Мулярчик, которая 20 лет работает как с классическими игроками — например, хоккеистами, — так и с киберспортсменами. — Там такой же накал страстей, так же зашкаливают эмоции, как и в классическом спорте, ребята испытывают те же напряжение и стресс. Они меньше работают телом, но больше — мозгом.

С другой стороны, если в классическом спорте тренеры начинают работать с детьми с 4–5 лет, то в киберспорт приходят состоявшиеся взрослые люди — со сформированной психикой и привычками. И это сложно.

Начинающие киберспортсмены не знают, что такое режим сна и питания, физическая нагрузка, правила, команда. Режим дня игрока очень далек от здорового: это постоянный недосып, фастфуд, отсутствие двигательной активности. Некоторые могут не выходить на улицу месяцами — и я не преувеличиваю: единственная прогулка — вынести мусор.

Вместе с тем, поясняет Екатерина, в гейминге очень высокая нагрузка на мозг. А при умственной нагрузке организм истощается быстрее, чем при физической. Да, киберспортсменам, в отличие от других, не нужно суперкрутое тело для того, чтобы побеждать, — но им обязательно нужно здоровое тело.

— А игроки хотят, чтобы был и стабильный результат в игре, и сохранился привычный образ жизни. Но так не бывает: при неправильном образе жизни очень страдают когнитивные способности.

Психолог приводит пример: психологически нестабильные игроки довольно часто подвержены тильту — это состояние на фоне сильных эмоций от выигрышей или проигрышей, при котором возникает когнитивное искажение реальности. Человек играет в несвойственном ему стиле, начинает терять контроль над игрой, допускает много ошибок — и, как следствие, может привести команду к поражению.

У взрослых начинающих киберспортсменов, по словам психолога, есть проблемы и с командным взаимодействием.

— Если в хоккее малыши с пяти лет понимают, что добиться результата можно только в команде — и учатся общаться с другими людьми, то в киберспорт приходят взрослые одиночки. До серьезной профессиональной карьеры они очень долго играют с «одноразовыми» командами, где не нужно выстраивать коммуникацию, искать возможность договориться, подстраиваться, помогать и нести ответственность за свои поступки. Это киберпространство — и люди, с которыми ты, может, больше никогда не «увидишься» даже в игре. На самом же деле киберспорт — это что-то между физическим спортом и бизнесом: нужно не только быстро соображать и думать, но и постоянно качественно коммуницировать с командой. Это серьезная работа, а не просто «бежать и стрелять».

Идеальная «пятерка»

Екатерина часто сравнивает киберспорт с хоккеем. В том числе потому, что здесь игроки тоже «выходят на поле» пятерками. Более того, даже составы пятерок, которые могут добиться успеха, схожи.

— Есть определенный набор темпераментов, который должен быть в пятерке. И в хоккее, и в киберспорте идеальное звено — это один холерик-«забивала» (в CS их может быть два на атакующих позициях), один сангвиник — «генерал»-капитан, который рулит игрой, один флегматик и два универсала (промежуточный тип между флегматиком и сангвиником), — рассказывает психолог.

Бросил вуз, чтобы играть и зарабатывать

Топовый белорусский игрок 26-летний Игорь lollipop21k Солодков признается, что к правильному режиму и дисциплине пришел не сразу: в какой-то период своей геймерской жизни просто играл, сколько мог, максимально долго, пока не начинал вырубаться от усталости.

Игорь lollipop21k Солодков,
профессиональный игрок в CS:GO

— Но, когда началась профессиональная карьера, довольно быстро понял, что так ничего не получится: нужны физические силы и чистая голова. Поэтому теперь я просыпаюсь ежедневно строго в 8:30, гуляю с собакой, обязательно иду на спортивную тренировку — в «качалку» или на единоборства. И только потом начинаю киберспортивные тренировки по CS:GO: часовая индивидуальная разминка, два часа теоретических разборов и обсуждений игр, четыре часа практических тренировок. И так каждый день, практически без выходных. Поздним вечером еще стримлю в Twitch, там у меня 36 тыс. фолловеров, но максимум в час ночи уже сплю, — рассказывает о режиме дня профессионального игрока в CS:GO Игорь lollipop21k Солодков.

Компьютер в бобруйской квартире Игоря появился, когда ему было четыре года. Спустя несколько лет (мальчику было семь) его отец открыл в городе компьютерный клуб — и Игорь стал пропадать уже там. CS выбрал спонтанно: во-первых, она была самой популярной, во-вторых, лично его именно эта игра драйвила больше всего, радовали личные результаты.

Лет до 13–14 Игорь lollipop21k Солодков играл активно, к 16–17 — меньше, после поступления в вуз времени на гейминг не стало вовсе. Игорь все забросил. Но к третьему курсу понял, что киберспорт в мире и Беларуси развивается огромными шагами и дает возможность игрокам заработать немалые деньги. Да еще и приятели, с которыми он когда-то играл в региональном компьютерном клубе, вышли на отборочные к чемпионату мира! «Серьезно?!» — подумал Игорь — и вернулся в игру.

— Поиграл полгода и решил, что мое — именно это, а не будущее лингвиста-педагога. Документы из вуза забрал и пошел активно тренироваться. В тот момент, наверное, сложнее всего было родителям: они были категорически против моего ухода из универа, боялись, что из моих игр ничего не получится, я только потрачу ценное время. Но сомнения ушли, как только я стал зарабатывать большие деньги.

Первый профессиональный контракт Игорь lollipop21k Солодков подписал в 20 лет: они с командой друзей выиграли чемпионат Беларуси по CS:GO, и парней заметила профессиональная киберспортивная команда «Динамо-Брест». С тех пор Игорь поменял несколько команд, в том числе до недавнего времени выступал в составе Websterz.

Он признает: о своем решении бросить все ради карьеры киберспортсмена не пожалел ни разу — и уверен, что не пожалеет. Ведь эта индустрия продолжает активно развиваться и расти: в Беларуси появилось несколько профильных общественных организаций (например, Белорусская федерация киберспорта и Белорусская ассоциация компьютерного спорта), которые популяризируют и курируют сферу, открываются новые киберарены и компьютерные клубы, белорусские игроки выступают за крутые команды, в киберспорт вошли крупные партнеры — например, букмекерская компания Betera.

— В прошедшем году мы вместе с топовым белорусским игроком по Dota 2 Дмитрием Fishman Полищуком стали партнерами Betera, чтобы еще больше популяризировать киберспорт в Беларуси, — рассказывает Игорь.

Betera активно участвует в развитии индустрии, поддерживает турниры для молодых игроков. Один из ярких примеров — Fight Club по Dota 2 и CS:GO. Это серия соревнований для любительских и полупрофессиональных команд с призовым фондом 5 тыс. рублей. Также лидер белорусского рынка гемблинга участвует в организациях пабстомпов к масштабным ивентам — и белорусы могут глубже погрузиться в киберспорт и посмотреть трансляции финалов крупных соревнований.

Эмоции, победы, возможности и деньги

За карьеру киберспортсмена Игорь lollipop21k Солодков уже заработал более $100 тыс.: его доходы складываются из зарплаты, командных и личных призовых (в том числе $50 тыс. за выход на ЧМ в 2020 году), партнерских и рекламных контрактов, донатов в Twitch.

— Стартовал как профессиональный игрок я с зарплаты 300 долларов, сейчас ежемесячные доходы выросли примерно в 20 раз, — говорит Игорь. — И перспектив в профессиональном и финансовом плане еще очень много.

Соревнования, эмоции, победы, возможность ездить по миру, видеть новые места, культуры, узнавать новых людей — и при этом возможность проводить много времени дома или при желании жить и тренироваться из любой точки мира. Все это, говорит Игорь lollipop21k Солодков, дает ему киберспорт.

— Ну и конечно, ты не просто нажимаешь кнопки: ты развиваешься как личность, учишься управлять своим психологическим и физическим состоянием, постоянно выстраиваешь процессы внутри и вокруг себя для достижения максимального результата.

Любовь к игре или зависимость?

Если Игоря никогда не ругали за то, что он постоянно «сидит в компе» (наверное, говорит он, потому, что отец, связанный с этой сферой, сына понимал), то у многих родителей увлечение детей играми вызывает беспокойство и неприятие. Стоит ли бояться гейминга?

— И да и нет, — говорит психолог Екатерина Мулярчик. — Действительно, в играх теряется время — там нет границ. Если киберспортсменов еще как-то контролируют тренеры, психологи и т. д., то превращение простого геймера в игромана может произойти очень быстро и незаметно.

Первый серьезный признак зависимости, на который рекомендует обратить внимание эксперт: игрок не может соблюдать режим, не умеет «тормознуть», а при попытках вернуть его в какие-то рамки проявляет агрессию.

— До обращения к специалистам помочь с этим справиться может авторитетный «воспитатель», в идеале — бывший геймер, который прошел этот путь. У «домашних» игроков таким человеком может стать папа или друг, — советует Екатерина.

Но считать компьютерные игры злом совершенно не стоит, уверена эксперт: все хорошо, если дозированно.

— Пусть ребенок играет свои несколько часов, главное, чтобы он не выключался из реального мира: спал по ночам, гулял с собакой, выходил на кухню полноценно поесть, общался с друзьями офлайн. И я бы посоветовала родителям не считать все игры глупыми бродилками-стрелялками. Взять, например, Dota 2 — это же смесь шахмат и хоккея, там столько смыслов, там такая многоходовка, где нужно думать и в моменте, и наперед — это очень сложно.

В Counter-Strike нужно анализировать психологию соперников, искать их слабые места, думать, как играть, чтобы их «сломать».

А моторика? У киберспортсменов моторика развита как у нейрохирургов. И, чтобы добиться такой чувствительности и реакции, нужны годы тренировок.

Так что не стоит относиться к геймерам с пренебрежением: хорошие игры тренируют когнитивные способности и делают мозг пластичным, повышают скорость реакции, развивают стратегическое мышление. Плюсов очень много.

Екатерина рекомендует родителям мальчишек и девчонок, которые сегодня играют в Dota 2 и CS:GO и, возможно, мечтают о карьере киберспортсмена, поддерживать их и мотивировать — как и любого ребенка-спортсмена в классических дисциплинах.

— Помогайте выстраивать правильный режим, поддерживайте и верьте, помогайте расправить крылья. Что бы ни случилось в спортивной карьере: «Я с тобой, я тобой горжусь, у тебя все получится». И выключайте в себе тренера — это не ваша, не родительская роль.

Фото: личный архив героя материала, ASBIS

Партнерский материал