Стрип-облигации и маркетмейкеры. Девять новшеств для рынка ценных бумаг Беларуси

Источник:
Оксана Кузнецова
09.08.2022 08:00
Очередные изменения в законодательство по вопросам рынка ценных бумаг могут дать фондовому рынку новые инструменты и повысить интерес инвесторов. Особенности этих новшеств Office Life обсудил с директором инвестиционной компании «Айгенис» Олегом Сафроненко.
Олег Сафроненко,
директор инвестиционной компании «Айгенис»

Новые возможности увеличить уставный фонд

Первая новация, на которую обратили внимание профучастники, — в Беларуси изменились правила увеличения уставного фонда акционерных обществ. До сих пор предприятия наращивали уставный фонд через увеличение номинальной стоимости акций либо путем эмиссии акций дополнительного выпуска (простых и привилегированных). Теперь появляется дополнительная возможность — увеличить уставный фонд за счет выпуска привилегированных акций нового типа, отличных от ранее выпускавшихся в этом АО, объясняет Олег Сафроненко. Это могут быть акции разных типов — в зависимости от размера или очередности выплаты дивидендов.

«Возможно, некоторые компании и их акционеры заинтересуются таким новшеством, особенно если есть необходимость увеличить уставный фонд, но не хочется менять распределение голосующих пакетов акций», — объясняет эксперт.

Зачем нам маркетмейкеры

Другое изменение — на фондовом рынке официально появятся маркетмейкеры, которые обеспечат регулярное предложение на покупку и продажу в биржевом «стакане» цен.

«Это важно, чтобы поддержать достаточную ликвидность по разным биржевым инструментам, для сдерживания высокой волатильности и сохранения привлекательности торговли для обычных участников», — комментирует директор «Айгениса».

Когда цены на финансовые инструменты резко колеблются, задача маркетмейкера — приводить равновесные цены к рыночным значениям за счет значительного объема доступных средств и активов, а также доступа к большему объему информации о выставляемых заявках. За это маркетмейкер получает от организатора торгов определенные преференции, например более низкие расходы на сделки, разовые вознаграждения и прочее.

«На столь низколиквидном фондовом рынке, как белорусский, маркетмейкеры могут добавить привлекательности биржевым торгам, повысить уверенность инвесторов относительно шансов купить и продать финансовый инструмент по рыночной цене в любой момент времени».

Борьба с преступными доходами

В законе о ценных бумагах вводится понятие «бенефициарный владелец» и устанавливается требования предоставления сведений о нем. Эксперт поясняет, что введение этого понятия и требования по раскрытию информации о бенефициарных владельцах — одно из условий для предотвращения легализации преступных доходов, предусмотренное рекомендациями FATF (Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег).

Стрип-облигации

Закон о ценных бумагах, наконец, допускает появление на отечественном фондовом рынке стрип-облигаций. Как объясняет Олег Сафроненко, их особенность в разделении обращения номинала и купонных выплат. В результате значительно увеличивается количество обращающихся финансовых инструментов.

«Благодаря стрипингу, облигация с погашением через 5 лет и полугодовыми выплатами купонов превращается в 10 краткосрочных облигаций и одну долгосрочную. При этом все „новые“ облигации имеют нулевой купон, то есть являются дисконтными с вполне прозрачным определением конечного дохода. Появление такого инструмента может повысить привлекательность и ликвидность отечественного фондового рынка».

Структурные облигации не для «неквалов»

Определенный потенциал есть и у структурных продуктов, которые также должны теперь появится на рынке. Речь, в частности, о структурных облигациях. Руководитель «Айгениса» поясняет, что структурными называют облигации, по которым выплата эмитентом номинальной стоимости, купонного и дополнительного дохода зависит от наступления или ненаступления определенного события. Это может быть изменение цен на какой-либо актив, достижение заданного уровня инфляции, процентных ставок, индекса и т.д.

Например, выпускается структурная облигация номиналом 1000 рублей, с купонной ставкой 0,1% и дополнительным доходом, связанным с изменением стоимости акций компании.

«Таким образом, „внутри“ облигации лежит некоторая торговая идея эмитента, с которой связан финансовый результат. Как правило, такие облигации выпускают банки, брокерские и инвестиционные компании, чья квалификация подтверждена регулятором. Можно сказать, что риски такого инструмента — это риски как самой ценной бумаги, так и состояния эмитента».

Структурные облигации считаются достаточно рискованным инструментом. Поэтому право их приобретать часто ограничивается законодательством, то есть инвестировать в структурные ценные бумаги разрешается только квалифицированным инвесторам. Такое правило теперь устанавливается и в Беларуси.

По оценке топ-менеджера, дефицит финансовых активов и качественных предложений, а также необходимость динамичного развития создают предпосылки для появления на нашем фондовом рынке сложных инструментов. Беларусь просто вынуждена ускоренными темпами догонять своих соседей и использовать их опыт.

Депозитарные облигации: кто сможет выпускать и покупать

Запланировано, что в Беларуси появятся и депозитарные облигации в бездокументарной форме, выпуск которых регистрируется Центральным депозитарием ценных бумаг Беларуси.

Приобретать их на фондовой бирже смогут квалифицированные инвесторы, учредители или участники (акционеры) эмитента депозитарных облигаций и иные лица, определяемые Департаментом по ценным бумагам.

Привет нерезидентам

Также в Беларуси разрешено теперь размещать ценные бумаги эмитентов-нерезидентов. Они должны будут соответствовать определенным условиям (например, иметь регистрацию регулятором проспекта эмиссии, квалификацию в качестве ценных бумаг на территории Беларуси и т.д.).

До сих пор допускалось размещение и обращение эмиссионных ценных бумаг нерезидентов только на организованном рынке. Теперь это ограничение касается только эмиссионных ценных бумаг нерезидентов, зарегистрированных за рубежом. Если же ценные бумаги эмитентов-нерезидентов зарегистрированы в Беларуси, то при их обращении сделки можно будет совершать как на организованном, так и на неорганизованном рынках.

Покупка облигаций своей эмиссии: когда и зачем

Закон о ценных бумагах теперь предусматривает, что эмитент вправе, если это предусмотрено проспектом эмиссии облигаций, в период обращения приобретать облигации собственной эмиссии для досрочного погашения или для последующего отчуждения.

В первом случае эмитент не вправе отчуждать облигации кому бы то ни было. В ряде случаев он обязан досрочно погасить бумаги в безусловном порядке. Например, если эмитент выпустил необеспеченные облигации под размер чистых активов, то он обязан ежемесячно предоставлять расчет этого показателя в Департамент по ценным бумагам. Если объем выпуска облигаций (общий объем выпусков) превысит размер чистых активов эмитента, ему придется в 2-месячный срок представить на недостающую сумму обеспечение или досрочно погасить выпуск облигаций (его часть) в размере разницы между общим объемом выпусков необеспеченных облигаций и размером чистых активов. Такое же требование установлено в случае выпуска облигаций, чем-либо обеспеченных, если по каким-то причинам обеспечение утрачивается (поврежден предмет залога, поручитель ликвидируется или у него снижаются чистые активы и т.д.).

Кроме того, эмитент вправе досрочно погасить выпуск облигаций по решению своего уполномоченного органа.

«Досрочный выкуп облигаций для дальнейшего отчуждения возможен в безусловном порядке, если владелец бумаг не согласен с заменой обеспечения по инициативе эмитента, а также если даты выкупа или возможность их определения указаны в проспекте эмиссии. Кроме того, эмитент может выкупать облигации у их владельцев в иных случаях, по договоренности».

Кто такие квалифицированные инвесторы

Сделки с некоторыми ценными бумагами смогут осуществлять только такие инвесторы. Как поясняет Олег Сафроненко, квалифицированными инвесторами будут признаваться профучастники, банки и НКФО, страховые компании, инвестиционные фонды и специальные финансовые организации, Национальный банк и некоторые другие органы госуправления, резиденты ПВТ и международные финансовые организации, а также лица, соответствующие требованиям, определяемым регулятором.

В мировой практике квалифицированным считается инвестор, обладающий большими знаниями, опытом и средствами, чем иные лица. Эти ресурсы позволяют ему работать с более рискованными финансовыми инструментами, осознавать масштаб рисков и возможных потерь.

«Среди физических лиц, возможно, статус квалифицированного инвестора смогут получить люди с соответствующим опытом работы (имеющие определенное образование, аттестат специалиста рынка ценных бумаг) или обладающие значительным капиталом», — прогнозирует наш эксперт.