Лучше, чем было. Как Россия помогла пережить санкции белорусским предприятиям

Источник:
Антон Гордзялковский
20.04.2022 12:00
В течение 2020–2021 годов под точечные международные санкции попали свыше 50 государственных и частных компаний Беларуси. В этом году к ним добавились около 20 финансовых и военно-промышленных структур из нового американского пакета. Ранее часть белорусских подсанкционных бизнесов могла рассчитывать на частичную компенсацию потерь на рынке России, и это, судя по финансовым показателям их местных дочерних компаний за 2021 год, удалось.

Office Life и деловой журнал «Бизнес-ревю» изучили, как изменились в прошлом году показатели по выручке и чистой прибыли российских дочерних структур некоторых оказавшихся под санкциями Евросоюза, США и других стран компаний из Беларуси.

«Синезис»

Известная IT-компания и ее дочерняя структура «24×7 Паноптес» стали фигурантами нового списка США, принятого в феврале этого года в качестве реакции Вашингтона на использование территории Беларуси россиянами в их военных действиях в Украине. С декабря 2020 года «Синезис» уже входит в санкционный список, который составил Евросоюз как ответ на преследования властями своих оппонентов после президентских выборов. С июня прошлого года «Синезис» находится и в санкционном перечне Великобритании.

Сооснователь «Синезиса» Александр Шатров, лично угодивший летом 2021-го в европейский (а с этого года — и в новый американский) черный список, попытался сгладить последствия. Для этого он в середине прошлого года вышел из бизнеса в Беларуси, а большинство местных дочерних компаний группы были перерегистрированы под новыми названиями.

Александр Шатров с 2021 года больше не участник и московского «Синезиса», который также с декабря 2020-го находится в списке ЕС. Как сработала эта компания в условиях действующих уже более года против нее санкций? Заметно лучше, чем было до них. Согласно годовому отчету, ее выручка увеличилась в 4,3 раза, до 315 млн российских рублей (почти $4 млн), и компания вышла из убытков. Чистая прибыль, заработанная компанией «Синезис» по итогам прошлого года, составила почти 150 млн российских рублей ($1,8 млн).

«Белнефтехим»

В начале июня прошлого года США возобновили ограничительные меры против девяти (фактически — восьми) представителей белорусского нефтехимического комплекса во главе с концерном «Белнефтехим».

В этой группе находится и унитарное предприятие «Белорусский нефтяной торговый дом», являющееся 100%-ным собственником главного дистрибьютора продукции отечественной нефтехимии на российском рынке — компании «Белнефтехим-Рос». Зарегистрированная в Москве структура по различным каналам реализует волокна и стекловолокна, химические нити и ткани, полимеры и шины.

Прошлый год руководство «Белнефтехим-Рос» может занести себе в актив: продажи увеличились с 15 до 21 млрд российских рублей (до $262 млн), а чистая прибыль — с 155 до 230 млн российских рублей (до $2,8 млн).

«Белшина»

Вместе с «Белнефтехимом», «Белорусским нефтяным торговым домом» и другими предприятиями в американский «список девяти» входит «Белшина». В декабре прошлого года один из крупнейших в Европе производителей шинной продукции оказался и в санкционном пакете Евросоюза, принятом на фоне миграционного кризиса.

«Белшина» имеет на территории России собственную товаропроводящую сеть, которая с прошлого года находится в процессе реорганизации. Ее ключевая структура «Нижегородский Торговый дом «Белшина» в 2021-м в 3,8 раза увеличила продажи — до 5,7 млрд российских рублей ($71 млн) и более чем в 5 раз — чистую прибыль, до 46 млн российских рублей ($575 тыс.).

БелАЗ и МАЗ

В июне прошлого года в очередной европейский санкционный список попали лидеры белорусского грузового автомобилестроения — БелАЗ и МАЗ. Они входят и в канадский черный список.

Удалось ли им хотя бы частично компенсировать выпадавшие из-за санкций потери с помощью российских потребителей? Можно сказать, да.

Особенно успешным прошлый год на российском рынке оказался для жодинского БелАЗа. Его сбытовая структура ЗАО «Торговый дом БЕЛАЗ» нарастила продажи с 13 до 52,5 млрд российских рублей (до $655 млн). Чистая прибыль российской «дочки» взлетела почти в 24 раза и составила около 2,5 млрд российских рублей ($31 млн). Удачным стал 2021-й и для сервисного предприятия жодинцев в России. Объем услуг, оказанных компанией «КМА-БЕЛАЗ», увеличился в 2,5 раза — до 2,2 млрд российских рублей ($27 млн), а чистая прибыль выросла более чем в 5,5 раза — до 75 млн российских рублей ($937 тыс.).

У МАЗа динамика поскромнее, но она тоже не может не радовать автозаводцев. У эксклюзивного дистрибьютора продукции минского автозавода «МАЗ-РУС» реализация увеличилась с 19 до 23,5 млрд российских рублей (до $293 млн), а чистая прибыль — с 34 до почти 50 млн российских рублей (до $625 тыс.).

«Новая нефтяная компания»

С июня 2021-го альтернативный трейдер белорусских нефтепродуктов ННК является фигурантом европейского, а с августа — и американского черного списка.

В американский отдельной строкой включена и его российская дочерняя компания «ННК Восток». Дочерней структурой в России ННК обзавелась сравнительно недавно. Компания «ННК Восток» зарегистрирована в Смоленске в ноябре 2020 года, и поэтому сравнивать, как было и как стало, не представляется возможным. Если говорить о ее финансовых показателях, то выручка компании за первый полноценный год деятельности превысила 3 млрд российских рублей ($37,5 млн) и уже позволила «ННК Восток» войти в топ-50 крупнейших бизнесов с белорусским капиталом в России. Правда, пока этот бизнес убыточен: в прошлом году убытки составили 1,8 млн российских рублей ($22,5 тыс.).

«Белоруснефть»

В самом конце прошлого года в черном списке США оказалась «Белоруснефть». Учитывая незначительность по времени пребывания в нем, какие-то последствия от этого станут проявляться только в текущем году.

В 2021 году все дочерние предприятия «Белоруснефти» в России продемонстрировали положительную динамику по выручке. Нефтяная компания «Янгпур» нарастила добычу и продажу нефти и газа с 7,5 до 11,8 млрд российских рублей (до $147 млн), новый нефтедобывающий актив «Пурнефть» — с 1 до 2 млрд российских рублей (до $25 млн), сервисная компания «Белоруснефть-Сибирь» — с 4,8 до 5,7 млрд российских рублей (до $71 млн), а транспортный бизнес «БН-Спецтранс» — с 1,5 до 1,7 млрд российских рублей (до $21 млн).

По прибыли в совокупности деятельность всех «дочек» тоже показала плюс к 2020 году.

Фото: БелАЗ, «Белшина», «Белнефтехим»