Новый Налоговый кодекс: первые принципиальные впечатления

Одна из главных задач составителей новой редакции НК — сделать правила исчисления и уплаты налогов более обоснованными с экономической точки зрения, удобными для плательщиков. При этом не забыты и фискальные интересы, в т. ч. в части налогового контроля.
По-моему, важным достижением можно считать включение в Общую часть НК формулировки семи общих принципов налогообложения: законность, обязательность, равенство, справедливость, гласность, стабильность и презумпция добросовестности плательщика. Теперь остановка за малым — чтобы законодатели и контролирующие органы подали обществу пример скрупулезного соблюдения этих принципов.
Скажем, принцип презумпции добросовестности означает, что пока налоговый орган не докажет документально, что плательщик совершил налоговое правонарушение, он будет считаться добросовестным. Впрочем, любая проверка в том и заключается, чтобы удостовериться в добросовестности плательщика. И если он разочарует проверяющих, то ему по-прежнему придется нести ответственность.
Обнадеживающе выглядит введение принципа стабильности, который предполагает, что в течение финансового года не могут вноситься изменения в любые элементы налогообложения. Это позволит планировать бизнес-процессы и выстраивать работу с учетом законодательства, сформированного на финансовый год. При этом из НК исключены нормы, позволяющие в исключительных случаях принимать законы и нормативные правовые акты (решения) местных Советов по вопросам налогообложения при уточнении бюджета на текущий финансовый год. Не допускается более введение нормативных актов в силу задним числом — до их опубликования или доведения до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом. Этот принцип подкрепляется гласностью: акты налогового законодательства должны обязательно и незамедлительно публиковаться в СМИ, чтобы плательщики смогли ознакомиться с ними и при необходимости получить разъяснения уполномоченных органов. Однако это не исключает возможности придания обратной силы актам налогового законодательства в случаях, установленных Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».
Впрочем, рассуждения о принципах заинтересуют публику куда меньше, чем более «земные» вопросы: какими будут ставки, сохранятся ли нынешние налоговые льготы и появятся ли новые, будут ли существенные изменения в определении базы обложения различными налогами.
Серьезным стимулом для развития бизнеса может стать увеличение лимитов инвестиционного вычета по налогу на прибыль в 1,5 раза: по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам — с 10 до 15% первоначальной стоимости, а по машинам и оборудованию — с 20 до 30%. Правда, чтобы воспользоваться таким вычетом, нужно иметь прибыль. А с этим у многих компаний есть затруднения. Позаботились также о кредиторах: они смогут уменьшать облагаемую прибыль на резервы сомнительных долгов, а присужденные пени и прочие санкции признавать для целей налогообложения тогда, когда их фактически получат.
Один из самых болезненных вопросов для бизнеса — имущественные налоги. Тут есть приятная новость: местные Советы депутатов смогут увеличивать ставки налога на недвижимость и земельного налога не более чем в 2 раза, а для организаций обрабатывающей промышленности — в 1,5 раза. Но слишком радоваться еще рано. Руководители исполкомов уже выражают недовольство таким решением. Ведь оно повлечет заметное сокращение поступлений в местные бюджеты, на которых лежит тяжкий груз долгов и поддержки АПК. Так что за снижение повышающих коэффициентов еще предстоит побороться.
Эти два примера показывают, сколько неожиданностей подстерегает экономику в фискальной области. Поэтому со стабильностью могут быть разные варианты, ведь налоговую политику зачастую приходится на ходу подстраивать под меняющиеся экономические условия.