Минский бизнес придумал способы борьбы с крупным сетевым ретейлом
Например, определение термина «торговая сеть» в предложенных поправках такое, что, как считают в МССПиР, нижняя планка соответствует двум павильонам в деревне. Их будут воспринимать как сеть, а значит, выдвинут им почти невыполнимые требования. Но в союзе отметили, что все равно нужно конкретизировать термин «торговая сеть». Сейчас в Беларуси появляются реальные сети, которые по критериям из закона вроде как и не сети.
Союз обращает внимание и на то, что крупные сети (годовой товарооборот 80 тыс. и более базовых величин) не обеспечивают для поставщиков продуктов питания доступ к информации об условиях отбора контрагента и т. п. Ретейлеры не публикуют такую информацию на своих сайтах. МССПиР предлагает прописать конкретные нормы о транспарентности крупных сетей. То есть надо четко указать, что информация должна выкладываться на сайте компании. Плюс поставщикам нужно дать право направлять уточняющие запросы, в том числе об актуальных ценах. На него ретейлеры должны отвечать в течение 3 дней.
Еще одно предложение — запретить сетям закупаться у тех, кто не является импортером, производителем, дилером или дистрибьютором товаров. Проще говоря, это запрет на работу с посредниками.
Но это не все. Предлагается рецепт борьбы с «притворными» акциями, которые у некоторых поставщиков действуют несколько минут и в которых успевает поучаствовать один покупатель. О таких акциях нужно предварительно информировать всех участников рынка через единый сайт.
Жалуется МССПиР и на то, что гиганты научились обходить квоту в 20%. В частности, для борьбы с этим предлагается децентрализовать работу сетей. Например, налоговый учет должен вестись не по месту нахождения центрального офиса, а там, где находятся региональные филиалы.
Помочь мелкому бизнесу в борьбе с крупным ретейлом должен и запрет на продажу продуктов питания ниже отпускных цен производителей.
Пока неизвестно, какую позицию по всем этим пунктам займет МАРТ.