Пояснение к определению Алейникова
Cмарт-контракт — это программный код, создаваемый и используемый в реестре блоков транзакций (блокчейн) или в иной распределенной базе данных в целях автоматизированного совершения и (или) исполнения сделок либо совершения иных юридически значимых действий.
Почему не только блокчейн? Технология распределенных баз данных очень быстро идет вперед, и за время разработки законопроекта появился DAG, который похож на блокчейн, но не блокчейн. Разработчики законопроекта хотели добиться максимальной универсальности, поэтому речь идет не только про блокчейн.
Автоматизированное совершение и (или) исполнение сделок. Сделка, совершенная в устной, письменной форме или посредством смарт-контракта, — это уже сделка, полностью выраженная, допустим, в коде. Пока такой возможности не видно, поэтому написало «и (или) исполнения сделок».
Исполнения с использованием смарт-контракта — это уже происходит в мире. Условия сделки выражены в публичной оферте, ведь любой текст на сайте, согласно новому законодательству, признаем публичной офертой и к тексту, где изложены условия покупки (продажи или порядок оказания услуг), прилагается ссылка на смарт-контракт, как на «реле», запускающее данный контракт.
С юридической точки зрения можно сказать, что это акцепт действием на публичную оферту, выраженную в интернете. То есть в интернете изложена публичная оферта, и, если вы согласны с ней, вы видите адрес смарт-контракта, запускаете сообщение, то есть транзакцию, на смарт-контракт — это акцепт действием, и практически каждая страна признает этот акцепт действием заключением договора.
Исполнение сделки с использованием смарт-контракта: если она будет подписана, она будет работать. Но то, как скоро все придут к совершению сделок через смарт-контракт, зависит от кода, от того, как будет развиваться технология, в частности, позволит ли она быстро опосредовать все многообразие сделок.