Нацбанк близок к получению полномочий финансового мегарегулятора
Обеспечивать финансовую стабильность Нацбанк готов посредством макропруденциального регулирования. А также через регулирование и надзор за деятельностью участников финансового рынка. Кроме того, Нацбанк видит необходимость в реализации мер, направленных на сокращение негативного влияния на финансовую стабильность со стороны платежного баланса, консолидированного бюджета РБ, госдолга, долга органов местного управления и самоуправления, долга небанковских финансовых организаций, иных организаций, домашних хозяйств.
В обосновании проекта говорится, что такие вопросы, как развитие рынка плохих долгов, урегулирование проблемных банков, развитие системы гарантирования вкладов, устойчивости долга госпредприятий, могут быть решены только совместными усилиями Нацбанка и правительства.
Под финансовой стабильностью Нацбанк предлагает понимать состояние финансовой системы, при котором банки и небанковские кредитно-финансовые организации, иные финансовые посредники, платежная система и финансовый рынок надлежащим образом выполняют присущие им функции и сохраняют способность к их выполнению в случае дестабилизирующего воздействия внутренних и внешних факторов.
Минфин не поддержал проект указа о финансовой стабильности
Минфин напоминает, что право Нацбанка получать от органов госуправления статистическую, аналитическую информацию и сведения, которые необходимы для обеспечения финансовой стабильности, может быть реализовано и сейчас. Согласно ч. 3 ст. 37 Банковского кодекса, правительство, Белстат, Минфин, Минэкономики, МНС, МВД, Минюст, ГТК, КГК и Национальный банк представляют друг другу в порядке и объеме, согласованных ими, на безвозмездной основе официальную статистическую, аналитическую и иную, в том числе полученную при осуществлении контрольных и надзорных функций, информацию.
Вопрос получения от иных госорганов необходимой статистической и аналитической информации неконфиденциального характера может быть решен путем заключения соглашений об обмене информацией.
А необходимость получения Нацбанком надзорной информации конфиденциального характера (к примеру, о ценных бумагах, принадлежащих конкретным физическим лицам и субъектам хозяйствования, операциях с ними, а также информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности конкретных эмитентов ценных бумаг) в контексте работы по обеспечению финансовой стабильности не обоснована.