«Немножко переоценили свои возможности». Глава НАН рассказал, что с белорусским электрокаром
Владимир Караник заявил, что прототип электрокара уже есть, «но изначально научная программа была о создании компонентной базы электротранспорта». По его словам, задача была в том, чтобы для наших производителей подготовить отечественную компонентную базу: электродвигатели, редукторы, инвертор.
Что касается задачи создать автомобиль в целом, тут, по его словам, «наверное, немножко переоценили свои возможности».
Не до конца отдавали себе отчет, что пассажирский автомобиль — это все-таки очень много систем безопасности, это мультимедиа, это силовой каркас. И попытка свои наработки с ходу интегрировать в бывшую бензиновую машину, к сожалению, не привела к хорошему потребительскому результату», — объяснил он.
В то же время Караник считает, что отечественные электрокары не останутся невостребованными. Технологии нужны для автомобилей специального назначения, коммунальной техники. Сейчас проектируют экскурсионный автобус для ботанического сада плюс складской электротранспорт, электрокары для аэропортов. Он добавил, что свою нишу белорусские ученые нашли.
При этом он отметил, что отечественный электромобиль есть, его выпускает «БЕЛДЖИ», а задача ученых сейчас — «использовать свои компетенции, чтобы увеличить процент локализации отечественных разработок, а не сделать машину с нуля». Напомним, в октябре представили новую модель электромобиля Geely EX2. В то же время на заводе «БЕЛДЖИ» осенью 2025-го рассказывали, что хотя завершили все технические работы над моделью первого белорусского электрокара Belgee eX50, но экономические анализы показали, что стоимость необходимых компонентов, таких как электродвигатели, батареи и инверторы, выше тех, которые сегодня есть на мировом рынке. В итоге в серийное производство его решили пока не запускать.
В начале 2025 года заместитель гендиректора Объединенного института машиностроения Александр Белевич говорил, что белорусский электрокар пока получается очень дорогим. А в ноябре появилась информация, что Госконтроль обнаружил коррупционные схемы на предприятиях НАН Беларуси. В том числе в Объединенном институте машиностроения, который занимался разработкой белорусского электромобиля.