Льняную отрасль Беларуси перестраивают по примеру Узбекистана. Что изменится
Глава концерна отметила, что в каждой области Беларуси есть и поля, и хозяйства, которые занимаются выращиванием льна, его переработкой. Есть также поддержка со стороны государства, остались специалисты и мощности по трепанию льна. Но ежегодно предприятия легкой промышленности сталкивались с проблемами качества семенного фонда, выращенного льна, ценообразования.
Татьяна Лугина уточнила, что для сельхозпроизводителей и заготовителей самое главное — что-то вырастить и продать подороже. Покупателям же нужен в первую очередь качественный лен, т. е. длинный.
Так, к Оршанскому льнокомбинату присоединили в прямое управление два льнозавода — Лиозненский и Ореховский.
Естественно, мы инвестировали в эти заводы, привели в порядок оборудование, закупили уборочную технику. Плюс сейчас приводим в порядок хранилища — льняные шахи. Запланирована и модернизация самих льнозаводов», — объяснила глава концерна.
По словам Лугиной, наметили и решение еще одной проблемы. В последние годы длинного льноволокна, которое перерабатывают на второй и третьей фабриках Оршанского льнокомбината для производства тонкой ткани, становится все меньше и меньше. Короткий лен, которого сейчас более 50%, перерабатывают в котонин и продают в Индию и Китай. А потом там же Беларусь покупает пряжу из него для первой фабрики Оршанского льнокомбината, специализирующейся на выпуске технической ткани типа мешковины, т. к. у нас в стране нет технологической цепочки, которая позволяла бы из котонина делать пряжу.
Мы с руководителем комбината поставили себе задачу: самостоятельно изучить эту технологию, приобрести оборудование и перерабатывать котонин в пряжу у себя в стране и дальше доводить до конечного продукта, — говорит Татьяна Лугина. — Мощности по выпуску котонина позволяют сегодня еще и экспортировать пряжу, как минимум котонизированную. Мы вошли в проект с Оршанским льнокомбинатом и компанией из Китая. В этом году закупили оборудование, оно уже поставляется, и мы планируем смонтировать эту цепочку на первой фабрике и со следующего года из короткого льноволокна начать производить пряжу и другие продукты переработки.
Она добавила, что также к Оршанскому льнокомбинату присоединили несколько швейных фабрик, чтобы можно было системно и качественно разрабатывать коллекции и выпускать их своевременно и по полной размерной шкале. Есть планы и по дальнейшей интеграции.
До 2030 года у нас будет создан полноценный холдинг — кластерная система управления отраслевыми предприятиями тематического направления. Все, что связано с хлопком и со льном, будет на базе Оршанского льнокомбината», — подчеркнула Лугина.
Татьяна Лугина также рассказала, что в последние годы белорусские производители вновь стали неплохо работать на рынке Евросоюза, «потому что наши предприятия выпускают востребованную продукцию, в частности льняную».