Эра «тихих» увольнений прошла. Новый тренд — мстительные громкие уходы
Издание Guardian разбирает любопытный зумерский тренд — увольнения с помпой и максимальным освещением подробностей в соцсетях. Работники создают из этапов и деталей своего ухода настоящие сериалы в TikTok, которые мгновенно становятся вирусными и приносят им новые возможности.
В 2011 году Джоуи ДеФранческо, к тому моменту уже четыре года занимавшийся обслуживанием номеров в люксовом отеле Провиденса, окончательно выгорел. Ему платили $5,5 в час, заставляли отрабатывать изнурительно длинные смены, и, в довершение всего, менеджеры забирали часть его кровно заработанных чаевых.
ДеФранческо с коллегами попытался создать профсоюз, но это только ухудшило положение. Он решил уволиться и в свой последний рабочий день пришел в служебные помещения отеля с оркестром из семи человек, удивив своего босса музыкальным сюрпризом. «Я прибыл, чтобы сообщить вам, что я увольняюсь», — объявил он, а потом под музыку принялся скандировать: «Джоуи уходит!» Друг снимал происходящее на видео. Ролик выложили на YouTube, где он быстро стал вирусным и уже собрал 9,5 млн просмотров.
Сейчас ДеФранческо 36 лет, он профсоюзный активист и музыкант, живет в Нью-Йорке. Этот вирусный ролик никак не помешал ему найти новое место работы. Почти сразу после увольнения из отеля он устроился на работу в музей, вопрос о видео ни разу не поднимался на собеседованиях. Более того, он уверен, что этот инцидент вообще можно было бы вписать в резюме.
Новое поколение работников-зумеров с радостью подхватили это знамя и все чаще покидают свои рабочие места с максимальным освещением этого процесса.
Феномен «мстительных увольнений», когда разочарованные или недовольные сотрудники показывают, как на самом деле они относятся к своей работе, набирает обороты и захватывает самых неожиданных персонажей. Например, в июле этого года священник отец Пет Брэннан преподнес своим прихожанам «прощальный подарок» в виде стихотворения, которое было заявлением об увольнении. В своем произведении он обрушился с критикой на «недовольных, неприятных прихожан», которые только и знали, что распространяли сплетни и критиковали.
Британский ресурс Glassdoor, публикующий рейтинги работодателей, в конце 2024 года предупредил, что в 2025-м на фоне снижения уровня удовлетворенности сотрудников рынок может накрыть волна «увольнений из мести».
Глава рекрутинговой компании Reed Джеймс Рид считает, что социальные сети усиливают эту тенденцию — громкие истории увольнений быстро становятся вирусными и провоцируют недовольных зрителей действовать аналогично.
Один из таких примеров — история американки Брианны Слотер, которая преподавала английский язык в Киото. Она говорит, что в целом работа ее устраивала, но все изменилось с приходом нового менеджмента. «Если я заканчивала урок на одну минуту позже или раньше, они тут же делала мне выговор». Кроме того, менеджмент изменил условия оплаты в худшую сторону, расписание занятий на следующий день выдавали только накануне вечером, что делало любое планирование практически невозможным.
Переломным моментом для Слотер стало распоряжение нового руководства носить топы с длинными рукавами, чтобы скрыть «оскорбительные татуировки», а также практически постоянное присутствие на занятиях кого-то из них.
Женщина отправила заявление об увольнении своему начальнику, который умолял ее остаться, а потом начал запугивать правилом двухмесячного срока предварительного уведомления. Брианна записала видео для TikTok, где говорит: «Два месяца? Парень, я даю тебе два часа, вот и все. Я ухожу».
Этот вирусный ролик не только не помешал ее дальнейшей карьере, а открыл новые возможности. «Я заработала $7000 на TikTok в тот месяц, когда уволилась», — говорит Слотер. С тех пор она зарабатывает созданием контента и консультирует людей, которые хотят переехать в Японию. Также ей пришло много сообщений от людей, которых ее видео вдохновило на увольнение с токсичной работы.
Молодые сотрудники все чаще выбирают «мстительное увольнение». По словам Джеймса Рида, в Великобритании в этом признались 26% людей от 18 до 34 лет и 22% работников от 35 до 44 лет.