Россия усиливает контроль за международными автоперевозками. Как это отразится на Беларуси
Российские модульные контрольные пункты уже работают на трех участках границы России и Казахстана. На таких площадках выполняют весь комплекс контрольных мер. В том числе проверку документов, разрешений и товарно-транспортных накладных, соблюдение водителем режима труда и отдыха, техосмотр фур, а также регистрацию допущенных нарушений.
При этом на границе России и Казахстана уже действуют полноценные пункты пропуска с таможенным контролем. По словам Дмитрия Башко, на белорусско-российской границе нет таможни в классическом смысле — действуют договоры Союзного государства и ЕАЭС. В то же время здесь работают КПП. Их задача — транспортный контроль грузовиков, проверка документов, весогабаритный контроль, режим труда водителей.
Коммерческий директор RTL Alliance отметил, что пока официальных планов о запуске модульных КП на границе Беларуси и России нет. Но их появление логично для унификации стандартов с казахстанской границей.
Мы видим, что такой шаг может уменьшить хаотичность проверок. Внедрение модульных пунктов может привести к модернизации существующих КПП на белорусской границе, сделав их более структурированными и комплексными», — считает Дмитрий Башко.
В частности, белорусским водителям на той же российско-казахстанской границе не нужно будет останавливаться на обочине или проходить разрозненные виды контроля. В одном месте планируется проводить все процедуры, в том числе проверку документов, тахографов и техосмотр. Это дает возможность оптимизировать процесс и сокращать время.
С чем это связано
В компании подчеркнули, что причин усиления в России контроля за международными автоперевозчиками много. Связаны они с общими вызовами в ЕАЭС.
В их числе — рост объемов международных автоперевозок. По данным Евразийской экономической комиссии, в последние годы грузооборот в странах Союза вырос на 15−20%. Это усиливает нагрузку на границы и повышает риски нарушений, к примеру, перегрузок, режима отдыха водителей или технических неполадок.
Запуск модульных контрольных пунктов — это еще и ответ на проблемы безопасности и экологии, а также гармонизация стандартов в ЕАЭС, в том числе цифровизация. К примеру, это относится к интеграции с системами, вроде «Транзита» в Казахстане. Цель — избежать «серых» схем и обеспечить равные условия для всех перевозчиков.
Кроме того, по словам Дмитрия Башко, внедрение таких КП — следствие на ориентацию логистики на восток, где Казахстан играет ключевую роль в транзите:
Модули позволят сокращать простои. Это повысит предсказуемость и безопасность, но может увеличить административную нагрузку на перевозчиков. Им нужно будет более тщательно готовить документы.
«Сначала могут быть задержки, потом процесс ускоряется на 30%»
По мнению эксперта, влияние запуска модульных контрольных пунктов для белорусских грузоперевозок с ЕАЭС будет умеренным. Это касается в том числе транзита через Россию и Армению.
Беларусь как участник Союза уже пользуется упрощенными процедурами. При этом на казахстанской границе начинаются многие маршруты, и усиление контроля здесь может косвенно затронуть логистические цепочки.
Мы прогнозируем, что для белорусских компаний, ориентированных на Россию, изменения минимальны. Но для транзита через Казахстан возможны дополнительные проверки тахографов и техосмотра. В нашей практике подобные инициативы сначала вызывают задержки, но потом ускоряют процесс на 20−30%», — резюмирует коммерческий директор компании RTL Alliance Дмитрий Башко.