Недавно стало известно, что правительство Беларуси прорабатывает возможность восстановления производства на заводе «Штадлер Минск», который на 100% принадлежит швейцарскому Stadler. В качестве партнеров белорусские власти видят российские компании. При этом с действующим собственником завода контактов не было. По крайней мере так утверждают в Stadler и подчеркивают, что не намерены уходить из Беларуси. Office Life выяснил, что за «телодвижения» происходят вокруг завода в Фаниполе.
Stadler запустил под Минском производство подвижного состава для железных дорог и метро в 2014 году. Компания делала поезда как для белорусских заказчиков, так и для зарубежных. В лучшие времена завод обеспечивал работой около 2 тыс. человек.
Два года назад западные санкции в отношении Беларуси и России вынудили компанию существенно сократить деятельность в Фаниполе.
— Stadler всегда полностью соблюдал санкции, вступившие в силу в июне 2022 года. Из-за ограничений в настоящее время на белорусском заводе не может производиться ни один вид транспорта. По-прежнему разрешены только механические работы с компонентами. Поэтому на предприятии осталось примерно 200 сотрудников, — говорится в ответе Stadler на запрос Office Life.
В конце сентября министр транспорта и коммуникаций Беларуси Алексей Ляхнович заявил, что вместе с Белорусской железной дорогой и двумя крупными корпорациями из России прорабатывают возможность восстановления производства подвижного состава на «Штадлер Минск».
По неофициальной информации, этими двумя российскими компаниями являются «Трансмашхолдинг» и «Синара». Причем наиболее активны переговоры с первой корпорацией. В «Трансмашхолдинге» отказались комментировать перспективы работы на белорусском рынке и притязания на «Штадлер Минск». «Синара» не ответила на запрос Office Life.
Представитель Stadler заявил, что швейцарская компания «не получила абсолютно никаких указаний на то, что Беларусь планирует изменить структуру собственности завода «Штадер Минск».
В отчете Stadler за первое полугодие 2024 года говорится, что завод в Фаниполе «продолжает оказывать услуги по производству кузовов и комплектующих для машин, а также в области инжиниринга, в строгом соответствии со всеми ограничениями». Швейцарская корпорация также сообщила, что сохраняет предприятие в Беларуси для того, чтобы перезапустить его, как только санкции будут сняты.
Собеседники Office Life отмечают, что белорусские власти не особо горят желанием разрывать отношения с компанией Stadler.
— Пока они посылают сигналы, чтобы швейцарцы активизировались и посодействовали снятию санкций. Как долго в белорусском правительстве готовы ждать, что санкции будут сняты и завод в Фаниполе заработает, непонятно, — отметил источник.
После того как в 2022 году Stadler перестал поставлять поезда для Минского метрополитена, белорусские власти подписали контракт с заводом «Метровагонмаш», который входит в «Трансмашхолдинг», на поставку семи составов российской сборки. Первые поезда метро «Минск 2024» уже прибыли в белорусскую столицу.
Собеседники знают, что разговоры с россиянами по поводу загрузки «Штадлер Минск» были.
— Представители «Трансмашхолдинга» стали частыми гостями в Минске, у них имелись контакты не только с руководством Белорусской железной дороги, но и с вице-премьером. Речь шла и про «Штадлер Минск», — рассказал источник. — Сейчас «Трансмашхолдинг» видится кандидатом номер один. Но выбивать лучшие условия, когда у тебя только один претендент, не совсем хорошая тактика. Поэтому, видимо, белорусское правительство сейчас ведет переговоры с еще одной российской компанией.
В начале сентября начальник БелЖД Валерий Веренич провел рабочую встречу с руководством «Трансмашхолдинга» и обсудил «вопросы дальнейшего взаимного сотрудничества по обновлению парка подвижного состава и оборудования белорусской магистрали». У Беларуси есть потребность как в пассажирской технике, так и в грузовой.
Будет уместно вспомнить, как несколько лет назад Stadler не хотел допускать «Трансмашхолдинг» для обслуживания поездов в Германии, опасаясь утечки «технических ноу-хау». До этого швейцарскую компанию «пробросили» с крупным контрактом в России. Сейчас санкции невольно разделили рынки для европейских и российских компаний. Тем более что «Трансмашхолдинг» и «Синара» сами по себе находятся под рестрикциями США и Украины.