В Беларуси доля реинвестированной прибыли поставила 10-летний рекорд
Откуда рекорд
Стремительный рост доли прибыли, реинвестированной иностранными инвесторами, официально объясняется тем, что иностранный бизнес остается на рынке и оставляет деньги в стране для развития бизнеса. Однако стоит учитывать, что из-за мер, принятых в рамках указа № 93, уйти из страны иностранные собственники из недружественных стран могут лишь с огромными трудностями и потерями. Перевод денег из Беларуси во многие страны затрудняют санкции, а реинвестируемая прибыль порой существует лишь на бумаге благодаря специфике белорусской бухгалтерии.
Участие в капитале обновило минимум
Реальное отношение зарубежных инвесторов более явно характеризует такой параметр структуры ПИИ, как доля инструментов участия в капитале (долей, акций) — она уменьшилась в прошлом году до 10-летнего минимума — 2,6%.
В целом ПИИ на чистой основе составили $1,64 млрд — на 7,3% больше, чем годом ранее, но на четверть меньше, чем 10 лет назад.
ПИИ в отраслях
Изменения в их структуре очень неравномерны. Так, в прошлом году ПИИ в реальный сектор выросли всего на 6,8%, а в банковский сектор — на 45%. Российским банкам пришлось докапитализировать белорусских «дочек», а ПИИ традиционно мало связаны с приватизацией: объем акций, проданных государством иностранцам, сократился на треть — до незначительных $0,2 млн.
Кроме того, сокращение на 10% уплаченных прямыми инвесторами налогов — прямое следствие роста реинвестирования прибыли.
Итог года
В 2023 году официальная статистика зафиксировала поступление $7,72 млрд иностранных инвестиций (на 10,6% больше, чем годом ранее). При этом ПИИ поступило на 3% меньше, всего $5,77 млрд. Это минимальное значение ПИИ за последние 10 лет, причем их сумма почти вдвое меньше, чем в 2013 году.
Портфельные инвестиции сократились на 30,8%, а прочие выросли в 1,9 раза.
В общем объеме поступивших инвестиций лидировали Россия, чья доля за год выросла с 56,1 до 66,7%, и Кипр — его доля осталась на уровне 14,7%. В структуре ПИИ доля России за год выросла до 59,8%, Кипра — до 18,9%, Китая — с 1,8 до 2,5%, Германии — с 1,9 до 2,2%, а Нидерландов — сократилась с 4,6 до 2,1%. Такое разделение выглядит довольно условно. Инвестиции из ЕС, прежде всего — с Кипра, в основном состоят из капиталов, ранее выведенных российскими бизнесменами из недружественных стран. Санкции и прочие неудобства политического характера становятся для этих инвесторов более серьезной угрозой, чем институциональные изъяны евразийского пространства.
Влияние контрсанкций
Это, а также контрсанкции, введенные в Беларуси, значительно изменили структуру ПИИ. В их общем объеме удельный вес долговых инструментов вырос за год с 55,3 до 56,9%, а реинвестирования — с 39,5 до рекордных 40,5%. Таким образом, за 10 лет доля первых сократилась в 1,4 раза, а вторых выросла втрое.
Наступил спад и в скупке иностранцами у белорусских граждан объектов недвижимости. В прошлом году Госкомимущество зафиксировало таких сделок на $122,2 млн — на 33,5% меньше, чем годом ранее, хотя и на 40% больше, чем в мирном 2019-м. Можно говорить, что рекорд активности в этом сегменте позади.