Владелец терминала в Клайпеде объяснил, почему «Беларуськалий» может выиграть суд с Литвой
Удовицкий обратил внимание, что Литва не имела права и расторгать договор транспортировки, который является самостоятельным объектом инвестиций, а также прекращать доступ к терминалу BKT, тем самым влияя на долгосрочный договор «Беларуськалий»-BKT, срок действия которого до 2066 года.
Владелец клайпедского терминала уверен: решения правительства Литвы нарушили международные соглашения, которые стоят выше национального права. Удовицкий также подчеркнул, что санкции ЕС не распространяются на деятельность предприятий, обеспечивающих функционирование инвестиции «Беларуськалия». В итоге Литва обязана применять исключения из санкций в соответствии с Договором о функционировании ЕС. Он добавил, что «есть обширная судебная практика судов ЕС, которая сама по себе уже установила ответственность Литвы — теперь еще и за нарушение сформировавшейся практики Европейского суда».
В то же время Игорь Удовицкий обратил внимание, что летом 2022 года Литва сняла санкции со всех российских удобрений. Это позволило «Уралкалию», прямому конкуренту «Беларуськалия», по итогам прошлого года войти в 30 крупнейших налогоплательщиков России. В то же время сама Литва потеряла сотни миллионов евро доходов от транзита калия и тысячи рабочих мест.
«Беларуськалию» принадлежит 30% доли в терминале насыпных грузов Birių krovinių terminalas. Беларусь купила эти акции еще в 2013 году.
Комментируя ситуацию с судом, представители МИД Беларуси отмечали, что вопрос будет решен не столько через арбитражный суд, сколько через понимание мирового сообщества того, как поставки белорусского калия влияют на рынки развивающихся и менее развитых стран. Рассчитывают и на влияние некоторых государств. К примеру, недавно стало известно, что Турция посодействует в снятии ограничений на белорусские калийные удобрения.