Опубликованы изменения в законы «О валютном регулировании и валютном контроле» и об «Экспортном контроле». OL выбрал самые значимые новеллы в них.
Первое. Если до сих пор президент мог определять единую государственную политику в сфере валютного регулирования и валютного контроля, то теперь он сможет еще и устанавливать особенности правового регулирования отношений, регламентированных законами о валютном регулировании и об экспортном контроле.
Второе. Из перечня лиц, проводящих валютные операции в порядке, установленном для юридических лиц — резидентов, исключены адвокаты-резиденты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально. Эта норма учитывает, что с 30 ноября 2021 года белорусские адвокаты вправе работать только в составе юридической консультации, образуемой территориальными коллегиями.
Третье. Структуры Комитета госконтроля получают право проводить валютные операции в безналичной форме через счета, открытые в белорусских или иностранных банках, по финансированию расходов на содержание должностей своих официальных представителей при дипломатических представительствах, консульских учреждениях и иных представительствах Республики Беларусь.
В законе «Об экспортном контроле» уточнены требования к экспорту специфических товаров (т. е. продукции военного назначения и двойного применения, а также товаров, контролируемых в интересах национальной безопасности, включенных в соответствующие перечни).
Для экспорта таких товаров теперь требуется наличие выданного уполномоченным органом иностранного государства, международной организацией документа, содержащего обязательства об использовании импортируемых из Беларуси специфических товаров (работ, услуг) только в заявленных целях и о недопущении их реэкспорта или передачи третьим странам без разрешения специально уполномоченного госоргана в области экспортного контроля.
Теперь законом определено, что в случае экспорта специфических товаров (работ, услуг) для передачи международной организации, действующей в интересах иностранного государства, представляется документ об обязательствах конечного пользователя, выданный уполномоченным органом этого иностранного государства.
Ранее сообщалось, что закон «О валютном регулировании и валютном контроле» обязывает бизнес регистрировать валютные договоры, если один из их участников — нерезидент, сумма превышает 4 тыс. базовых величин, а предметом сделки являются почти любые деловые отношения.