Что будет с Приорбанком и судьба лучших магазинов 90-х — важное за неделю на Office Life
1. Что происходит с Приорбанком?
Эта неделя заполнена банковскими новостями как мирового масштаба (банкротство SVB со всеми вытекающими последствиями и спасение швейцарского Credit Suisse), так и локального.
На белорусском рынке в эпицентре событий оказался Приорбанк. Немецкие СМИ рассказали, что Австрийская группа Raiffeisen Bank International и российский Сбербанк готовят сделку по обмену дочерними компаниями. Банкиры называют ее «скрытый бартер». Инициатором стал Сбер, который утратил возможность прямого получения прибыли от продажи своих европейских активов из-за санкций ЕС. Со своей стороны RBI из-за ограничений на вывод валюты за рубеж не может воспользоваться дивидендами своей российской «дочки». В рамках этого обмена белорусский актив австрийцев — Приорбанк — может отойти россиянам.
Официально эту информацию ни RBI, ни Сбер не комментировали. «Могу сказать, что никаких коммуникаций у RBI и Приорбанка по этому вопросу не было», — отметил председатель правления Приорбанка Вадим Матюшкин.
Кроме того, Приорбанк, который до этого не сталкивался с санкционным давлением в большом объеме, поставил на паузу операции по договорам доверительного управления (сейчас эту услугу оказывает только четыре банка в стране). Это произошло из-за дополнительных требований со стороны центральных депозитариев ЕС по хранению и расчетам по ценным бумагам для резидентов России и Беларуси. В Приорбанке рассчитывают в скором времени возобновить работу с ДУ.
2. Турецкие вопросы
На этой неделе частично решились проблемы с транзитом европейских грузов из Турции. В Беларусь транзитные грузы сегодня оформляются, в Казахстан — тоже. Проблем нет ни по одному виду транспорта.
А вот с грузами в Россию по-прежнему есть вопросы. Туда не идет транзит товаров, которые резидент Турции выкупил у европейского поставщика, привез по накладной международной конвенции (CMR) до таможенного склада, а потом перепродает российскому получателю без таможенной очистки. Официальных разъяснений по этой ситуации нет.
А на днях стало известно, что с 14 марта Турция не обслуживает белорусские и российские самолеты. В списке оказались шесть бортов «Белавиа», а также лайнеры восьми авиакомпаний России. Известно, что полеты все равно продолжаются, но некоторые российские самолеты вынуждены садиться на обратном пути в Сочи для дозаправки. Решение связано с требованием США к Турции не обходить санкции.
3. Протесты партнеров Wildberries
В России конфликт маркетплейса со своими партнерами — пунктами выдачи заказов едва не перерос в забастовку. В начале недели десятки точек на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке закрылись из-за ужесточения правил работы.
Wildberries начал удерживать с ПВЗ полную сумму товара в случае возврата брака или если в посылке оказался другой предмет. Маркетплейс посчитал, что в 98% случаев виноваты в возврате именно пункты выдачи.
Вопросом заинтересовалась Генпрокуратура России, но накануне выходных конфликт вроде бы разрешился: Wildberries отменил 10 тыс. начисленных штрафов и перестал начислять новые. Российские власти даже создали специальную комиссию, чтобы окончательно разрешить спор между маркетплейсом и пунктами выдачи.
Затронула ли проблема белорусский рынок, не сообщалось.
Статья недели
Fairy как был на прилавках, так и остался. Что за год изменилось на рынке бытовой химии
Сокращение ассортимента на рынке товаров бытовой химии и средств гигиены не стало критичным после ухода с прилавков магазинов глобальных брендов. По крайней мере, так оценивают последствия событий 2022 года для рынка компании-импортеры. Вот кратко о том, что происходит в этом сегменте:
ушли многие польские производители, исчезли некоторые немецкие и австрийские бренды. Однако такие узнаваемые марки, как Henkel, Procter & Gamble, Unilever, в том или ином виде присутствуют на рынке с ассортиментом, который сейчас производится в России.
Всего две-три компании занимаются импортом бытовой химии премиальной категории (например, бренды «Мистер Пропер», Mr. Muscle).
Многие ушедшие бренды в сегменте бытовой химии заместил параллельный импорт.
На рынке импортной косметики ситуация неоднозначная: сузилась категория продуктов ухода за волосами, поставлены на паузу поставки от Londa и Wella. Уходовые продукты для лица и тела европейских брендов присутствуют, но ассортимент поредел — например, в линейках Sothys и Guinot. Есть потери в категории аптечной косметики: ушел Pharmaceris, зато остались «Пьер Фабр», La Roche-Posay, Vichy.
Выбор редакции
Вложение недели
Белорусская модель Екатерина Доманькова и ее российская коллега Наталья Водянова стали инвесторами IT-проекта с белорусскими корнями. Речь о мобильном приложении Soula, основанном на искусственном интеллекте. По сути, это персональный виртуальный ассистент для психоэмоциональной и информационной поддержки женщины 24/7 во время беременности, родов и материнства. Сумма инвестиций не называется.
Хороших выходных!
Ваш Office Life