Эксперт о ВНЖ в России для IT: сейчас сложно планировать даже на год-два
Никто не знает, как будет выглядеть IT-рынок труда в России в ближайшие год-два.
Во-первых, ушел или уходит сервисный бизнес. Многие большие компании сокращают штаты. Во-вторых, непонятно, как поведут себя местные крупные игроки, такие как VK Group и «Яндекс». Фактически у них сократились инвестиционные возможности. Привлекать деньги на зарубежных биржах они уже не могут. Это означает, что в РФ на рынке появятся свободные IT-кадры.
С другой стороны, есть программисты, которые «железобетонно» хотят быть в России. Для них рано или поздно найдутся маленькие компании, которым не принципиально, где сидит айтишник. Возможно, будут схемы маскировки резидентства через фирмы-прокладки. Поэтому мелкие фирмы рано или поздно заберут потерявших работу специалистов.
По коду же не видно, где он написан.
Также из России уходят такие крупные проекты, как Instagram. Вместо них появятся свои сервисы. Скорее всего, они будут расти и нанимать людей. Но непонятно, как сойдется баланс сокращения одного и роста другого.
Есть и денежный фактор. Зарплаты в России, как правило, привязаны к рублю. В Беларуси обычно ориентировались на доллар, ведь продажи были на Запад. Поэтому важно, как дальше будет вести себя российский рубль, как рынок труда отреагирует на это. Много неопределенности, и, если есть возможность получать твердую валюту в другой стране, специалист не поедет получать рубли в Россию.
Если же вдруг в России как-то привяжут зарплаты в твердой валюте и решат вопрос с санкционными ограничениями по платежам и путешествиям, то это меняет дело. И это, как правило, очень важно для айтишников.
Учитывая все изложенное, пока нельзя сказать, что Россия будет очень востребованной для IT. Конечно, льгота по ВНЖ совершенно логичный шаг для российских властей. Другое дело — насколько он будет эффективен.