Позиция России
Российская сторона сообщила, что на территории Украины вскрыта деятельность сети более чем из 30 биологических лабораторий. Как утверждают, ученые работали в них по заказу Агентства по сокращению угрозы при Министерстве обороны США.
Прозвучали и такие цифры: объем финансирования американского проекта в украинских биолабораториях по переносу инфекций мигрирующими птицами составил $1,6 млн, а проекта по изучению спектра патогенов, распространяемых летучими мышами, — $1,3 млн.
Первый проект, как утверждает начальник войск радиационной, химической и биологической защиты ВС
Глава МИД России Сергей Лавров после переговоров с украинским коллегой в Турции также отметил, что речь идет о нарушении соответствующей конвенции по запрещению биологического, токсинного оружия. По его словам, Россия намерена требовать объяснения и уже направила официальные запросы.
Позиция США
Пентагон продолжает настаивать, что в Украине нет американских лабораторий по разработке биологического оружия. Представитель Минобороны США Джон Кирби называет все обвинения абсурдными. При этом Госдеп США отмечает, что Вашингтон действительно участвовал в работе биолабораторий на территории Украины, но это участие «не выходило за рамки эпизодической помощи в обеспечении безопасности».
В свою очередь заместитель госсекретаря США по политическим делам Виктория Нуланд во вторник, 8 марта, сказала, что в Украине есть «биологические исследовательские объекты» и Вашингтон пытается не допустить их перехода под контроль российских сил. Директор национальной разведки США Эврил Хейнс, комментируя это заявление, сообщила спустя два дня, что биолаборатории в Украине вовлечены в обеспечение «биологической безопасности». По ее словам, таких объектов в стране около 12.
Позиция Украины
Президент Украины Владимир Зеленский при этом заявил, что никакого химического или любого другого оружия массового поражения в Украине не разрабатывали. Он подчеркнул, что «весь мир это знает».
По информации Reuters, Всемирная организация здравоохранения уже рекомендовала Украине уничтожить особо опасные патогены в лабораториях общественного здравоохранения страны, «чтобы предотвратить их потенциальную утечку». О каких конкретно патогенах идет речь, не уточняется.