Планы Нацбанка по снижению инфляции до 6%: что может пойти не так
— Планы хорошие, но вопрос в том, как сложатся внешние обстоятельства. Денежная масса зависит не только от Нацбанка, но и от того, как поведут себя банки, как правительство будет обращаться к Нацбанку за кредитами, как станет развиваться ситуация с пандемией — здесь множество неизвестных. Если резко удешевляется российский рубль, то белорусский тоже начинает дешеветь. Это также окажет влияние на рост цен.
Нацбанк все планирует правильно, но количество денег не единственный фактор, который влияет на инфляцию.
— Нацбанк прогнозирует снижение процентных ставок до конца года. К чему приведет такая ситуация?
— Если в банковском секторе будут снижать процентные ставки, то, скорее всего, инфляция увеличится. Такой маневр уже предпринимали в Турции, ничем хорошим он не закончился. Вероятно, процентные ставки придется поднимать, иначе мы будем в ситуации падения курса рубля, роста цен и т. д.
В силу большой неопределенности в области геополитики скорость обращения денег может возрасти, и за счет этого обменный курс рубля будет падать. Накладывается еще один момент: количество денег планировали с учетом того, что будет расти выпуск, однако если не сохранится возможность экспортировать калийные удобрения и нефтепродукты, то ВВП резко сократится. Если в этот момент количество денег не сократить, то в течение трех месяцев это приведет к росту цен.
Также сказывается глобальное повышение цен на продукты питания. Попытки сдерживать процесс через контроль рентабельности объектов торговли — это временная мера, постоянно таким образом удерживать цены невозможно.
Нацбанк вряд ли впишется в инфляцию до 6%, но и катастрофы не будет
— За 2021 год срочные рублевые депозиты в нашей стране выросли на 15%, а валютные сбережения сократились на $750 млн. Как вы оцениваете такую динамику?
— В 2022 году положение ухудшится по двум причинам: ситуация, когда мы были в выгодной внешнеэкономической конъюнктуре, для нас заканчивается в силу санкций. Сыграть на повышении цен за счет возможности поставок тоже вряд ли удастся: глобальные логистические цепочки восстанавливаются. Несмотря на то что нефтепродукты будут дорожать, мы, находясь под санкциями, с трудом будем их продавать. Первые цифры, которые получены по IV кварталу 2021 года, и цифры января-2022 говорят, что ситуация с внешней торговлей в Беларуси не улучшается. А для денежного рынка это что означает, что поступление валюты в страну будет уменьшаться.
Складывая этот фактор с ростом расходов на погашение долгов, с тем, что сбережения у населения не бездонные, — прогноз негативный. Если ситуацию удастся компенсировать через дополнительные российские кредиты или чтобы с помощью РФ и других партнеров обходить санкции — тогда не настолько плохо.
Большинство экспертов, которые наблюдают за ситуацией на белорусском рынке, считают, что все будет не так здорово, как пытается представить Нацбанк: вряд ли мы впишемся в инфляцию 6%.
Но, с другой стороны, и катастрофических сценариев не просматривается: скорее всего, мы сможем уложиться в инфляцию в границах 10–12%. Однако и в этом сценарии много неопределенности.
Вопрос в том, насколько удастся устоять Нацбанку
— Нацбанк отчитался, что за 2021 год было выдано кредитов на 105,5 млрд, требования банков к экономике выросли на 8%. Прогноз на текущий год — увеличить этот показатель на 7–11%. Как вы оцениваете реальность таких планов?
— Вопрос в том, удастся ли ограничиться этим количеством кредитов. Сейчас он обсуждается экспертами. Если санкции сработают и поставки калия сократятся и также уменьшатся продажи нефтепродуктов, в этом случае предприятия встанут перед выбором: сокращение персонала или компенсация со стороны государства. Не думаю, что на поддержку этих предприятий заложены цифры, озвученные Нацбанком.
— ЕАБР сегодня указал на то, что для снижения инфляции в Беларуси до 6% могут понадобиться меры монетарной политики. Какие?
— Поднять процентные ставки и вместо увеличения кредитов, наоборот, уменьшить те, которые запланированы. ЕАБР еще до появления фактора «омикрона» и санкций прогнозировал рост белорусской экономики на 0,7%. После пересмотра всех факторов есть вероятность попасть в зону отрицательного роста. А применительно к инфляции возможно повышение до 10–12%.
Когда ситуация ухудшается, то первая мысль любого правительства от Зимбабве до Польши: обратиться к Центробанку за увеличением кредитов. Такой же будет и реакция белорусского правительства. И насколько удастся устоять Нацбанку — в этом вопрос.