По их мнению, сокращение экономики будет логичным следствием разрыва производственных и логистических цепочек и может стоить стране примерно $10 млрд, или около 20% экспорта товаров и услуг.
Сопутствующим эффектом падения экономики станут снижение доходов предприятий и населения, рост неполной занятости и безработицы, сокращение объема инвестиций и сжатие потребительского спроса.
Снижение цен на импортируемые нефть и газ способно смягчить негативные эффекты на производстве. Однако маневры денежных властей в рамках бюджетной и денежно-кредитной поддержки будут ограниченны.
По оценке ЕАБР, вклад подсанкционных отраслей промышленности и транспорта в снижение ВВП составит 3%, прекращение нефтяного экспорта в Украину — это еще минус 0,3%, рецессия в России обернется для Беларуси сокращением экономики на 2,7%, вторичные эффекты также добавят торможения ВВП. Частично компенсировать спад могут антикризисные меры правительства и работа IT-сектора.
В 2023 году ЕАБР ожидает снижения ВВП в Беларуси на 3%. Восстановительный рост может последовать лишь в 2024-м — примерно на 1,5% и будет означать адаптацию экономики к изменившимся условиям.
Инфляцию в текущем году ЕАБР предсказывает для Беларуси на уровне 18% и связывает ее в основном с ослаблением белорусского рубля и повышенными инфляционными ожиданиями. В 2023 году инфляция может снизиться до 8%, прогнозирует ЕАБР.
По данным Белстата, за январь — апрель ВВП Беларуси уменьшился на 2,1%.
МВФ предсказывает снижение ВВП в Беларуси в 2022 году на 6,4%, ЕБРР — на 4%.