Дефицит автомобилей в России: затронет ли он Беларусь?

Office Life
В Беларуси рынок новых легковых автомобилей по итогам 2021 года упадет на 12-15% к уровню 2020 года. Невысокий спрос сглаживает проблему дефицита предложения. Такое мнение в комментарии OL высказал член правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Варивода.

Под флагом дефицита

Эксперт отметил, что вторая половина 2021 года проходит под знаком нарастающего дефицита автомобилей. Первоначально эта проблема была связана с дефицитом чипов, используемых в производстве значительного количества электронных узлов и компонентов: от блоков «ЭРА-ГЛОНАСС» до датчиков блоков управления двигателем, систем активной безопасности и др.

Проблема с чипами не рассасывается, она никуда не ушла и переходит на 2022 год. Но появляются и новые сложности. Некоторые из них чисто логистического характера, это связано с тем, что в период постпандемийного восстановления экономики часть контейнеров оказалась «не у тех берегов» и возникли проблемы с поставками комплектующих из Китая — мирового производственного цеха.

Сохраняются и проблемы с дефицитом различных компонентов: в меньшей степени с резинотехническими изделиями, а в большей степени сказывается дефицит магния, который производится в Китае и используется в производстве штампованного металлического листа, который необходим для сварки кузовов автомобилей.

Ситуация в I квартале 2022 года будет не лучше конца года уходящего, считает Варивода.

Сроки окончательного разрешения пока сложно прогнозировать, но специалисты считают, что весь 2022 год пройдет под флагом определенного дефицита.

Издержки дефицита

Если под рынком понимать потребителей, то это плохо: так как, кроме того что дефицит ограничивает возможности выбора, он ведет к росту цен.

И конечно же, в условиях дефицита автопроизводители и сервисно-сбытовые сети пытаются либо прямо завысить цены, либо сделать это косвенным путем, навязывая потребителю набор не очень ему нужных товаров и услуг: от пресловутого допоборудования (ковриков и подкрылков) до защиты двигателя и т.д.

На соседнем рынке дефицит проявляется в многомесячных очередях на приобретение авто, в существенных накрутках дилеров сверх цены: в бюджетном сегменте речь идет о суммах в 300-400 тыс. российских рублей, в премиум-сегменте — до миллиона рублей.

В Беларуси ситуация несколько иная: есть разница в поведении рынков, уточняет Варивода.

Дефицит спроса и предложения: бегство наперегонки

Если российский рынок только сейчас перешел в фазу стагнации, близкой к нулевому росту, то белорусский рынок падает второй год подряд. Сейчас по уровню продаж мы находимся на уровне 2017-2018 годов. И относительно 2020 года рынок новых легковых автомобилей упадет на 12-15%», — прогнозирует Варивода.

Эксперт добавляет, что невысокий уровень спроса на белорусском рынке сглаживает проблему предложения.

На текущий момент дефицит предложения и дефицит спроса «бегут наперегонки», конкурируя, кто кого обгонит. В какие-то недели дефицит предложения опережает падающий спрос, а в какие-то моменты спроса нет, и даже на фоне дефицита предложения у белорусских дилеров мы видим массовые рекламные кампании, связанные с распродажами, предоставлением скидок, дополнительных стимулирующих условий.