Минтранс — о визите ICAO: удалось доказать, что здесь не проводилась спецоперация против пассажира
Группа ICAO завершила работу в Минске. Предварительные итоги визита европейских специалистов подвел директор департамента по авиации Минтранса Артем Сикорский на YouTube-канале "Главный. Тур".
По словам чиновника, Беларусь приглашала представителей ICAO не для того, чтобы оправдываться. Наоборот, белорусская сторона была в роли атакующих и понимала, за что борется: за честь белорусских диспетчеров, специалистов по авиационной и кибербезопасности, всех, кто участвовал в обеспечении аварийной посадки самолета Ryanair 23 мая.
«В первую очередь расследование важно для будущего безопасности гражданской авиации. Ведь эти санкции мы можем пережить и переживем, а вот акт незаконного вмешательства, в результате которого могут пострадать люди, вот это будет пережить им тяжело», — рассказал Сикорский.
Поэтому в ходе переговоров Минтранс запросил у ICAO запись переговоров командира воздушного судна. Если записи есть, дает ли ICAO гарантии, что эти записи оригинальные, потому что есть определенные процедуры выемки таких данных.
Мы также обратили внимание, например, на запись, которая была сделана в твиттере, о том, что это была принудительная посадка. Мы говорим: давайте и этот факт будем расследовать, была ли согласована эта запись с правовыми специалистами и со специалистами по авиационной безопасности. Ведь это твиттер официальной организации.
По мнению Сикорского, ни одна страна не передала такого количества доказательств для расследования, как Беларусь.
На вопрос, хотели ли представители ICAO пообщаться «с виновником всей этой заварушки — господином Протасевичем», Сикорский ответил, что они отказались.
Чиновник напомнил, что не ICAO вводила санкции в отношении Беларуси — это инициатива Европейского союза при поддержке Европейского агентства по безопасности полетов, у которой свои абсолютно четкие и понятные цели. Когда эта ситуация разрешится, тогда, конечно, будет снята блокада со стороны ЕС.
Сикорский напомнил, что решение, которое принято Европейским агентством по безопасности полетов, имеет свой срок и он истекает примерно осенью. Поэтому вскоре агентство будет принимать решение, «допускать или выпускать».
Но на самом деле это им кажется, что они будут принимать решение. Ведь принимать решение будет белорусская сторона, уверен Сикорский.
Дело в том, что они ввели санкции против „Белаэронавигации“. И у нас возникает вопрос: если вы согласитесь или решите летать обратно через Беларусь или в Беларусь, то каким образом будете нам оплачивать счета за аэронавигацию?
Сикорский добавил, что делегация ICAO приехала с совершенно с другим настроением и убедилась, что «здесь не проводилась какая-то специальная операция, чтобы остановить кого-то из пассажиров».
По словам чиновника, Беларуси удалось доказать, что она действовала по международным инструкциям.
И я видел, что они были абсолютно растеряны, потому что то настроение, с которым они приехали, поменялось.
Минтранс, со своей стороны, попросил дополнительно расследовать в отчете 20 фактов, которые переворачивают версию, сформированную не авиационными специалистами, а в прессе.