Аудитор Сергей Магнитский после заявления о существовании схем хищения российских бюджетных денег оказался под следствием по обвинению в содействии в уклонении от уплаты налогов. Он провел под арестом почти год и умер за неделю до окончания срока, в течение которого его могли удерживать под стражей. После этого в США, а затем и в других странах был принят «Закон Магнитского» с персональными санкциями в отношении российских чиновников.
Прокуратура Швейцарии вела расследование по делу о мошенничестве с налогами на $230 млн, которое вел Магнитский. Инициатором была лондонская компания Hermitage Capital Management, с которой был связан Магнитский. В этом месяце фирма получила письмо, в котором прокуратура проинформировала ее о намерении закрыть дело, сообщает Bloomberg, а также конфисковать до $4 млн со счетов в швейцарских банках, подконтрольных проходящим по делу лицам. Хотя в Hermitage Capital утверждают, что российские коррупционеры отмыли через швейцарские банки $24 млн.
В Hermitage считают, что швейцарские правоохранители капитулировали перед русскими. Там заявили, что компания оспорит решение о конфискации такой небольшой суммы и потребует продолжения расследования.
Основатель Hermitage Capital Management Билл Браудер утверждал, что Швейцария была важным каналом отмывания денег для коррумпированных российских чиновников. Решение прокуратуры он называет также попыткой защитить интересы швейцарских правоохранителей.
Ранее член команды швейцарского прокурора Патрика Ламона, который вел расследование, был оштрафован и получил двухлетний испытательный срок за то, что принял предложение приехать в Россию поохотиться на медведей.
Начальник Ламона — федеральный прокурор Михаэль Лаубер, как писала Financial Times, летал на правительственном самолете в Иркутск, чтобы порыбачить на Байкале, и получал подарки во время визитов в Москву. Лаубер подал в отставку после начатой парламентариями процедуры отрешения его от должности из-за расследования о коррупции в ФИФА.