Медведева напомнила, что сегодня госсектор насчитывает 14 тыс. предприятий. На коммерческую часть госсектора приходится 60% выручки, три четверти объемов промышленного производства, свыше 40% занятых, треть экспорта в стране. На фоне межстрановых сравнений видно, что размеры госсектора внушительны. Государство присутствует во всех отраслях, не ограничиваясь, как это принято в мире, стратегическими объектами. Оно доминирует в промышленности, сельском хозяйстве, а также в операциях с недвижимостью. При этом государство успевает принимать участие в деятельности малого и среднего предпринимательства. Сегодня около 70% организаций госсектора можно классифицировать как малый и средний бизнес. Но на эти организации приходится менее 1% валовой добавленной стоимости, которая генерируется рынком. Почему так происходит?
Нигде в национальном правовом поле не определен перечень видов деятельности, где присутствие государства обоснованно. В мире это давно решается посредством простого правила: государство должно передавать в частный сектор производство всех товаров и оказание всех видов услуг, если поставщиков таких товаров можно найти в телефонном справочнике. Предпринимательский кодекс дает исчерпывающий перечень случаев, когда государству разрешается осуществлять предпринимательскую деятельность: это обеспечение национальной безопасности, использование и содержание стратегических объектов, осуществление деятельности госмонополий.
Руководитель Института Минэкономики напомнила, что, например, в Казахстане установлен прямой запрет на участие государства в деятельности, которая классифицируется как малое предпринимательство.
Эффективность работы госсектора не так значима, как его размеры. Производительность госпредприятий в 3 раза ниже производительности иностранных компаний и на четверть ниже предприятий смешанной формы собственности.
В настоящее время госсектор практически закрыт для прямых иностранных инвестиций — на него приходится около 5% всех ПИИ на чистой основе. А в первом полугодии 2019 года — чуть более 1%.
Рентабельность госсектора из года в год снижается: каждая вторая организация является убыточной, каждая третья — неплатежеспособной.
Конкурентоспособность госсектора на внешних рынках также снижается. Эти результаты работы госсектора стоили на протяжении последних лет нескольких процентов ВВП господдержки, резюмировала Медведева.
Фото: belsteel.com