Шабета, как уже сообщалось, руководит фирмой «Тишас». Главным образом компания известна как оптовый продавец лекарств. Но у нее есть и розничный бизнес — небольшая сеть аптек «Рецепт здоровья». На данный момент в торговом реестре числится 14 действующих точек, в том числе в Витебске, Пинске, Полоцке и Слуцке.
Изначально Шабета подозревался в даче взятки ведущему провизору Могилевского РУП «Фармация» Котельниковой. Бизнесмен в итоге написал две явки с повинной. Он сообщил в них, что передал гендиректору Брестского РУП «Фармация» Гнитию $1,5 тыс. за решение вопроса с расчетом за поставленную партию товара.
Напомним, что Шабета дал Гнитию 1% от суммы поставки. По словам Шабеты, это произошло летом 2016 года. Потом он уточнил, что это произошло в 2014 году. После этой явки с повинной буквально через несколько дней задержали Гнития. В его отношении возбудили уголовное дело. Гнитий сообщил о других фактах получения взяток, и «дело фармацевтов» расширилось.
По следам второй явки с повинной было возбуждено дело и в отношении Столярова, который был директором Центра экспертиз и испытаний в медицине. Напомним, Шабета сообщил следствию, что передал Столярову $200 и коньяк. Это была, по словам бизнесмена, благодарность за помощь в ускорении регистрации медицинских центрифуг компании «Белэлтика». Кстати, Столяров в суде не признал этот эпизод, но показаний по нему еще не давал.
То есть, по сути, Сергей Шабета стал ключевой фигурой в раскрутке нынешнего «дела фармацевтов». Из одного-двух эпизодов о взятках Гнитию и Столярову объем дела значительно вырос...
Весной 2019 года в отношении Шабеты вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по этим эпизодам. Это означает, что предприниматель из статуса обвиняемого перешел в разряд свидетеля.
На заседании суда 25 сентября Шабета многократно путался в показаниях. В частности, его слова расходились с тем, что было в явках с повинной и в протоколах допросов. Не совпадала информация о том, договаривались ли они с Гнитием о сумме вознаграждения. Также он не мог вспомнить точно, каковы были механизмы передачи денег. Суд неоднократно акцентировал внимание на том, что показания Шабеты разнятся.
Защита, конечно, не могла не обратить внимания на то, что этот свидетель, хоть и совершил действия, которые подпадают под статью, был выведен из состава обвиняемых.
У одного из адвокатов с Шабетой состоялся следующий диалог.
— Знаете ли вы, что за указанные вами преступления вы были освобождены от уголовной ответственности? Именно за передачу денежных средств Гнитию и Столярову.
— Я отказываюсь отвечать. Вы кто вообще?
— Я защитник одного из обвиняемых.
— Я не знаю, мне не сообщали этого.
— Когда вы писали явку с повинной, на что вы рассчитывали? Вы рассчитывали на то, что она будет учтена органами следствия?
— Да.
Судебный процесс еще не окончен. Мы продолжим следить за громким делом.