Румас объяснил, почему торговые сети не работают с фермерами. Что фермеры ответили премьеру?
Я разговаривал с сетями, они готовы брать белорусскую продукцию и выкладывать на полки, но важно понимать, что крупная торговая сеть — это сложный организм, и она законтрактовывает продукцию за год вперед. Крупная сеть не может работать с фермером, даже с самым крупным. Поэтому, если фермеры хотят быть представлены в белорусских сетях, им надо объединяться, им надо создавать оператора, который сможет работать с сетями, который сможет гарантировать эти поставки в сеть. И сети готовы так работать.Сергей Румас
«Фермеры не продажники, они отвечают за то, как вырастить урожай»
Глава фермерского хозяйства «Цнянские продукты» Владимир Адамович согласен с премьером с некоторыми «но»:
— Если идея создания логистического оператора будет исходить от фермеров, то проект может состояться. Во Франции и в Германии как раз такая модель и работает: 25-50 фермеров объединяются и создают компанию, которая занимается оптовыми закупками овощей для торговых сетей.
Я в свое время создал для своих нужд компанию «Фермерский альянс», потом ее выкупили литовские инвесторы. Компания живая, работает с сетями, в том числе поставляет фермерские продукты в розницу Москвы.
В нашем хозяйстве и Депардье был, предлагал вести поставки в московский «Ашан», помогать в продвижении. Но проект не состоялся — не сошлись в размере роялти.
Вообще, у меня проект с оптовой компанией состоялся, потому что деньги были. У мелких фермеров их нет, поэтому и нужно объединяться. Ведь фермеры по определению не продажники, они отвечают за то, как вырастить урожай.
Но если за проект создания оптовой компании для фермеров возьмется государство, то из этой затеи ничего не выйдет.
«Фермеры сейчас дорожат обретенной свободой и не хотят объединяться»
Владелец «Крестьянского хозяйства Шруба» Михаил Шруб не верит, что фермеров можно объединить:
— Идея объединить фермеров для создания оптовой компании, которая будет работать с розничными сетями, — чушь. На этом этапе фермеров не объединишь. Во-первых, никто не хочет видеть в бизнесе еще одного посредника; во-вторых, фермеры сейчас дорожат обретенной свободой и не хотят объединяться. «Клубничные» и «помидорные» кризисы периодически будут случаться, обостряя проблемы со сбытом и формируя понимание, что надо работать под заказ.
Конечно, сети хотят крупного контрагента, но если его создать постановлением правительства, то это будет мертворожденный проект.
Нужен переходный период, чтобы фермеры осознали, что им нужно объединяться в кооперативы. К сожалению, идея кооперации сегодня опорочена практикой потребкооперации. Поэтому путь один — развивать частное предпринимательство, которое само найдет формы объединения. Например, в Столинском районе стихийно сложился оптовый рынок овощной продукции, туда приезжают представители в том числе российских сетей и закупаются.