Военные применяли 3 июля новые заряды для салюта
«В местах проведения салюта обеспечат все меры безопасности. В радиусе 500 м от огневых позиций выставят оцепление», — говорилось в репортаже.
Планировалось выпустить из «труб» (мортир) около 2,5 тыс. фейерверочных изделий.
У военных были заряды пяти калибров: 105, 125, 150, 195 и 310 мм. Традиционно залпы давали из разных точек. В этот раз они находились в парке Победы (недалеко от стелы «Минск — город-герой»), в военном городке Уручье, вблизи Чижовского кладбища, в деревне Зацень, в микрорайоне Новинки, на территории бывшего аэропорта Минск-1.
«В этот раз мы применим новые фейерверочные изделия, которые раньше не показывали», — пообещал журналистам перед праздником старший лейтенант Алексей Круглик.
ОАО «Пиро-Росс»: Салюты на День Независимости в Минске нашего производства, партия 2017 года
OL: Какие именно фейерверки поставили в Минск — вашего производства или китайские?
«Пиро-Росс»: Нашего производства, это была партия 2017 года.
OL: На какую сумму была поставка?
«Пиро-Росс»: Каждый год это примерно одна и та же сумма. В российских рублях около 20 миллионов. Наши представители сейчас находятся в Минске, решают все возникшие проблемы на месте.
Как позднее сообщили нам в российской компании, связи с ними нет, «они сейчас на допросах».
Как указано на сайте компании, ОАО «Пиро-Росс» производит профессиональные высотные фейерверочные изделия калибра 125 мм, бурачные фейерверочные изделия калибров 60, 75 и 125 мм, римские свечи калибра 45 мм, искристо-форсовые фонтаны калибра 25 мм.
Поставщик зарядов для салюта 3 июля: что известно о компании
В одном из открытых источников сказано: «Смешанная российская собственность с долей федеральной собственности». Никаких имен собственников и компаний в открытых базах нет. Office Life удалось выяснить, что сначала это было небольшое конструкторское бюро (изначальное название — «Звездочка»), созданное в 1994 году специалистами оборонных предприятий. Многие были из НИИПХ (Научно-исследовательский институт прикладной химии), который считается в России основным разработчиком пиротехники. Эта организация тоже находится в Сергиевом Посаде.
По данным газеты «КоммерсантЪ», среди учредителей «Пиро-Росс»: ОАО «Краснозаводский химический завод», ФГУП «Сигнал», НИИПХ и ФГУП ФЦДТ «Союз». По состоянию на 2015 год их доли немногим больше 6% на каждого. При этом Краснозаводский химический завод судился с «Пиро-Росс» в 2011-м из-за долгов за поставки неких товаров.
Фактически все перечисленные выше акционеры подконтрольны российским властям.
Гендиректором «Пиро-Росс» работает Сергей Чанкаев, который в начале 1990-х был заместителем директора НИИПХ.

Чанкаев окончил Московское высшее техническое училище имени Баумана. Занимался секретными разработками.
Известно, что «Пиро-Росс» поставляет не только фейерверки для праздников, но и, например, пиропатроны для Минобороны России. Кстати, Чанкаев в одном из интервью заявлял, что «Пиро-Росс» — это единственный поставщик и разработчик фейерверочного салютного оборудования для российской армии и ВМФ. Также эту продукцию закупают военные Беларуси, Казахстана, Туркменистана.
«Если у нас в стране какой-то большой праздник, то «Пиро-Росс» где-то там. Будет ли это Красная площадь, будет ли это Поклонная гора...» — сказал Чанкаев в 2017 году.
Основной вид деятельности компании официально звучит так: «Производство прочих машин и оборудования специального назначения, не включенных в другие группировки». Судя по реестру, компания производит взрывчатые вещества, занимается электромонтажными работами. Также у нее есть разрешение на торговлю оптом и в розницу самыми разными товарами.
Отдельное направление — производство женской одежды. Этим занимается супруга гендиректора Валерия. Она тоже когда-то работала в НИИПХ.
Сейчас у «Пиро-Росс» есть даже фирменный магазин одежды на Рублевке.
Минобороны: во время салюта подорвались некачественные заряды на трех точках
Подрывы произошли в трех из шести мест, где производился салют. После первых подрывов салют в этих местах был прекращен. Предположительная причина подрывов — некачественные заряды данного калибра (195 мм). Следственным комитетом также выдвинуты и отрабатываются иные возможные версии произошедшего.
Ведомство утверждает, все регламентированные нормативными документами меры безопасности были соблюдены.
Военнослужащие расчетов салютных установок прошли специальную подготовку и были допущены к проведению салюта соответствующими приказами. Для исключения «человеческого фактора» (неправильной эксплуатации установок и изделий) в рамках объективного контроля велась видеосъемка процесса заряжания салютных установок.
Оцепление было выставлено, как заявляет Минобороны, согласно нормативным актам.
Учитывая, что подобных подрывов в предшествующий период не было зафиксировано, произошедшее трагическое событие, к сожалению, трудно было просчитать. Это редчайший случай. Военное ведомство выразило соболезнование родным и близким погибшей и оказывает им необходимую помощь.
«Пиро-Росс» поставляет салюты Министерству обороны Беларуси с 2008 года. Сразу на весь год, заряды хранятся у нас
— Как давно вы стали поставлять салюты для нашего министерства обороны?
— Где-то с 2008 года, примерно с 2010 года работаем непосредственно без посредников.
— И каждый год вы выигрываете тендер министерства обороны?
— Обычно работаем по такой схеме. Раз в год мы поставляем министерству обороны большую партию фейерверков. Спецтранспорт с маячками и всеми стандартами. Заряды хранятся в Беларуси. Обычно где-то за две недели до праздничного события с нами связываются из министерства обороны и просят подготовить сценарий. За четыре дня до события наши специалисты отправляются в Минск и уже на месте все контролируют. В этот раз была такая же схема.
— То есть 20 млн российских рублей стоит вся партия фейерверков на год, а не только на День независимости?
— Да, это годовой контракт.
— Накануне 3 июля Минобороны анонсировало, что это будет необычный салют, некие особенные заряды. Чем он был необычен в этот раз?
— Это говорится всегда. Скажем так, для красного словца. Российское министерство обороны тоже так говорит каждый раз. На самом деле это обычные фейерверки.
— На Европейских играх был тоже салют. Тоже ваш или вы сотрудничаете только с министерством обороны?
— Только с Минобороны.
— Случаются ли проблемы с фейерверками минского уровня и вообще, как часто возникают нештатные ситуации?
— Сразу могу сказать, чтобы так взорвалось и так разворотило — такого никогда не было, трагедии не было никогда. Но это пиротехника. Потому устанавливают безопасную дистанцию. Бывает снаряд не выходит на высоту. Но чтобы такое... В Москве тоже 3 июля был наш салют в честь Дня независимости Беларуси, там все прошло штатно. Мы не понимаем, как такое могло произойти, нужно разбираться.
Кстати, судя по видео, в Минске не только наши заряды использовали. Если обратить внимание направо, можно увидеть, что где-то в районе лодочной станции в небе раскрываются не наши заряды. У нас таких нет. Видимо, белорусские пиротехники тоже свой фейерверк устраивали.
— Где сейчас находятся ваши сотрудники, которые приехали накануне в Минск, чтобы помогать с фейерверком?
— На допросах — это все, что мы пока знаем, связи с ними у нас нет.
Почему Минобороны 11 лет покупало салюты без тендеров
Существует постановление Совмина от 22 августа 2012 года № 778, где обозначены особенности госзакупок. Согласно постановлению, данные изделия подпадают под закупку из одного источника. То есть без тендера. Все потому, что «Пиро-Росс» — единственная организация, которая осуществляет производство соответствующих изделий для наших армейских салютных установок.
Напомним, 3 июля во время салюта произошла нештатная ситуация, в результате которой погибла женщина и несколько зрителей получили ранения.