Сгорели, как Нотр-Дам: храмы, которые мы потеряли
Церковь Святого Духа в деревне Речки Вилейского района была построена еще в середине XIX века из дерева. Почему-то ее не внесли в список историко-культурных ценностей. В принципе, в деревнях в некоторых районах довольно много относительно небольших церквушек второй половины XIX века. И деревянных, и каменных. Их иногда называют «муравьевками» — от фамилии графа Муравьева-Виленского, который два раза успел побыть на руководящих постах в белорусских землях. Будучи виленским генерал-губернатором, распорядился о ремонте и строительстве множества православных храмов. В основном в сельской местности. При каждой церкви была открыта приходская школа... Но церковь в Речках тем интересна, что появилась до губернаторских строек. Хотя по внешнему виду вполне стандартна для тех времен. Однако по-своему уникальна. Истинных «муравьевок» еще много , а таких вариантов — не очень.

Уже в постсоветское время деревянный храм почему-то обложили кирпичом. Может, и к лучшему: деревянный остов мог лучше сохраниться для потомков. А может, это и неправильно: нарушена «органика» памятника старины. Теперь спорить на эту тему бесполезно. От старинной части ничего не осталось. Все сгорело 9 декабря 2017 года...

А 6 июня 2017 года сгорел другой храм, который уже хотели было внести в список историко-культурных ценностей. Он старше храма в Речках. Построен в 1726 году. Речь о деревянном костеле Святого Иоахима в деревне Клющаны Островецкого района. Здесь даже короткое время успел послужить священник Константин Стапович, который оставил след в литературе под псевдонимом Казимир Сваяк.
Костел спасти не удалось. Все сгорело...

Утрачена в недавнем прошлом и деревянная церковь XVIII века в российской Кондопоге (Карелия) на берегу Онежского озера. Русский север славится храмами из дерева, которые раньше могли собрать без единого гвоздя. Да так возводили, что на века. Но подросток, который причисляет себя к сатанистам (говорят, что он с психическими отклонениями), поджег одно из таких уникальных строений.
От церкви Успения Пресвятой Богородицы ничего не осталось. Это произошло 10 августа 2018 года.
Это была жемчужина Прионежской школы храмостроительства. Внутри храма, кстати, находились иконы XVIII–XIX веков.

Чтобы построить современную копию храма, нужно 80 млн российских рублей (свыше 2,6 млн белорусских).

И наконец, совсем недавно — 10 марта 2019 года — в деревне Леликово Кобринского района сгорел православный храм Святого Димитрия Солунского. На нем-то как раз была шильда со статусом «историко-культурная ценность». Но охранная надпись не спасла. Храм XVIII века был значительно поврежден. Фактически нужно строить заново...
