Дела сердечные: в постели с роботом и нейросетью
Ты, да я, да мы с тобой: будущее, которое настоящее
Последние годы были богатыми на новинки из сферы интим-индустрии, а все для того, чтобы всем нам жить стало лучше, жить стало веселее. Один из главных трендов — теледильдоника. Это технология максимального присутствия и получения реальных ощущений при сексуальном контакте на расстоянии.
Вслед за сервисом We Connect от We-Vibe, что позволяет удаленно баловаться с настройками секс-игрушек партнера, со своими идеями втиснулась и компания CamSoda. Разработчики объединили всевозможные игрушки для нее и для него, в том числе и ростовых кукол, с гарнитурой виртуальной реальности. Такое удачное сочетание, по мнению авторов, выведет концепцию отношений на совершенно иной уровень. В 2016 году японские студенты создали Teletongue (телеязык) — проект, который позволяет взаимодействовать друг с другом на расстоянии. Суть заключается в следующем: один пользователь целует и облизывает леденец в форме определенной части тела (пока ограничились ухом), а звуки и вибрации ощущаются другим пользователем.

У человека есть Всемирная паутина с ее многочисленными сервисами знакомств и тысячи приложений помощников — и все они заточены под то, чтобы уже завтра-послезавтра можно было стать счастливее всех. Но вот парадокс: отыскать половинку стало одинаково легко и сложно. В декабре прошлого года небезызвестное приложение Tinder разжилось новой функцией Super Likeable: теперь идеальную пару за вас пытается найти искусственный интеллект. Но насколько вообще ИИ может быть полезен в делах сердечных?
Размышляли на эту тему создатели британского сериала «Черное зеркало». В четвертом эпизоде нового сезона авторы как раз демонстрировали работу подобной системы, переводя мысль на «киношный» лад, разумеется. Отношениям персонажей Эми и Фрэнка отведен короткий срок — 12 часов, после чего те должны разойтись, как корабли в море. Немногим позже оба понимают, что их свела не какая-то там случайность, а судьба. Тогда парочка решает воспротивиться системе и бежать, чтобы сохранить свои чувства. На деле же выясняется, что вся это «лавстори» — просто очередная симуляция алгоритма. В реальном мире Эми и Фрэнк впервые встретились только в самом конце серии.
Секс-роботы: твои протоколы, моя гитара — мы отличная пара
Все, что нам нужно, — это любовь, и за деньги ее не купить. Об этом пели сладкоголосые ребята из The Beatles. Вот только в одном ливерпульская четверка все же ошибалась: любовь купить еще как можно. И стоит она примерно от $8 тыс. и выше, в зависимости от того, насколько «человечной» половинкой вы хотите обзавестись. Речь идет о современных секс-роботах, начиненных искусственным интеллектом.

Пока одни к CES 2018 распихивали по чемоданам прогрессивные гаджеты, Мэтт Макмаллен из Abyss Creations заботливо укладывал в багаж новую модель секс-робота. Вернее, верхнюю ее часть. Прямо со сцены в Лас-Вегасе разработчик пообещал, что свежайшая линейка Abyss Creations будет насчитывать не менее 30 разных лиц, до 16 различных типов фигур с полностью заменяемыми и настраиваемыми частями, а главное — до 18 не похожих друг на друга типов личностей. Страстная натура, болтушка или скромница — любой каприз. Чем не девушка-мечта? Причем если понадобится, то темперамент, прическу и мордашку в любой момент можно поменять, и на это уйдет всего-то несколько минут, что и продемонстрировал в ходе презентации сам Макмаллен. Легким движением руки меняете настройки в мобильном приложении, и вот перед вами уже не Гармония (Harmony), а Солана (Solana). Однако, здравствуйте.
Солана — это пока лишь прототип, но ею уже интересуются: по слухам, секс-робота предзаказали более 20 человек. Что касается планов Abyss Creations, то работы у компании до самого горизонта. Оно и понятно: на CES 2018 приехала только верхняя часть куклы. Сейчас команда разработчиков вовсю трудится над податливыми и теплыми телами. Каждое получит россыпи датчиков и оттого станет более живым: будет реагировать на прикосновения и даже самостоятельно двигаться. Вдобавок ко всему Макмаллен обещал в этом году уважить наконец и женскую аудиторию: к дебюту готовят бота-мужчину... с бионическим пенисом. Будущее, оно уже здесь.
В 2007 году из-под пера писателя, а по совместительству шотландского шахматиста Дэвида Леви вышла книга Love & Sex with Robots: The Evolution of Human-Robot Relationships. Уже тогда Леви предсказывал возможность интимной связи с умными роботами. Писатель считает, что к 2050 году машины станут настолько продвинутыми, что смогут испытывать чувства к людям. Насколько это предположение реально — покажет время. Всего каких-то 32 года осталось подождать.
Из нейросети с любовью: услужливые роботы, вопросы этики и риски
Почти 80 лет назад американский фантаст Айзек Азимов сформулировал три закона роботехники. И первый из них перекликается со старейшим принципом медицинской этики «Не навреди»: робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред. Здорово, но что, если однажды робот из Boston Dynamics устанет терпеть издевательства и даст сдачи? Что, если человекоподобная София, пообещавшая уничтожить человечество, вовсе не шутила? Мы же смотрели «Терминатора», мы наблюдали восстание машин. Да, это еще одна научно-фантастическая выдумка, но, с другой стороны, мы только начали делать первые шаги на пути к созданию действительно умных роботов. Как знать, что именно может пойти не так.

Комьюнити уже сейчас не на шутку перепугано: разработчики стремятся собрать более человечных роботов, способных чувствовать, а значит, быть спонтанными и непредсказуемыми. Машинам пытаются привить чувства симпатии и влюбленности, научить логически и вместе с тем живо мыслить. Леви уверен, что такие роботы станут идеальными компаньонами и партнерами, ведь смогут дать все, что мы так ищем в другом человеке: доброту, уважение, любовь и безотказность. И вот ровно в этом месте сам собой наклевывается вопрос: а насколько подобные связи этичны?

Понаблюдать за отношениями людей и разумных андроидов и сделать соответствующие выводы предлагали авторы сериалов «Люди» и «Мир Дикого Запада». В первом так называемые синтетики живут, чтобы прислуживать. Они присматривают за детьми, готовят, чинят, убирают, мастерят и даже оказывают интим-услуги — для этого предусмотрен отдельный «взрослый» пакет услуг. Действия сериала «Мир Дикого Запада» разворачиваются в футуристическом парке аттракционов. Его обитатели — андроиды, запрограммированные развлекать и удовлетворять любые потребности каждого посетителя. Изо дня в день машины умирают, подвергаются физическому насилию, но их память стирают — встает солнце, и в парк приезжает новая партия посетителей. Истории разные, но судьбы тех и других машин схожи в своей леденящей жестокости, безысходности и несправедливости.

Помимо этических аспектов, есть еще целая бездна нерешенных проблем и возможных рисков. Прежде чем ваять человечную машину, не помешало бы разобраться с вопросами безопасности. Мозг и сердце робота — это ПО, и каким бы мудреным оно ни было, найдутся те, кто захочет использовать бреши в системе в корыстных целях. Если хакерам под силу взрывать заводы и управлять процессами крупнейших производств, то не составит труда превратить ласковую и послушную машину в убийцу.
К этому прибавим эффект «зловещей долины». Согласно гипотезе, человекоподобный робот с небольшими несоответствиями по отношению к оригинальным образцам может вызывать у людей стойкую неприязнь и отвращение. Какой бы совершенной создателю ни казалась машина, человек на бессознательном уровне будет анализировать даже самые незначительные отклонения от «нормальности».
Или вот другая проблема: человек — существо социальное, ему необходимо общение. Но зачем искать встречи с кем-то еще, мириться с недостатками другого и переживать по поводу вероятного отказа, если идеальная пара — вот она, в лице машины? Специалисты утверждают, что такой тесный опыт общения еще всем нам аукнется. В то же время общество выражает беспокойство и за институт брака. Что станет с ним и как нашествие машин отразится на демографических показателях?