Двухметровые творожки и кроссовки. Как белорусы делают имя себе и стране передовой технологией проекции голограмм
Прямо со входа нас с фотокором Алексеем Матюшковым ведут знакомиться с HYPERVSN-wall — стеной, перед которой в воздухе вращается что-то похожее на объемный мозг. Потом из той же стены выезжает поезд, и я, вспоминая первый кинофильм братьев Люмьер, шарахаюсь от реалистичного изображения: вдруг задавит! Проекционная стена установлена в зале, где дизайнеры компании создают 3D-контент и тут же могут проверить, как объект смотрится. Ну и посетителей сразу можно впечатлить. Двойная выгода!
Между тем наш фотокор Алексей с ходу настроил камеру на нужную синхронизацию и — о чудо! — 3D-голограмма отлично получилась на фото, посмотрите сами.

Осматриваемся. Ого, оказывается, компания занимает весь этаж двухподъездного здания бизнес-центра. Мы все посмотрели: и переговорные, и лабораторию, где продолжают колдовать над новыми модификациями и конфигурациями HYPERVSN, и зал инженеров, и комфортную кухню. Там и «приземлились» для разговора.
Голограмма — двигатель торговли
Представьте двухметровый творожок, который соблазнительно показывает свои бока посетителям стенда молочного бренда, поворачиваясь почти под потолком выставочного комплекса. Или гигантские кроссовки, которые висят в воздухе и собирают зрителей у стеллажа с новинками обувного бренда. И это реальность, которую открывает своим пользователям устройство наших соседей.
— Мы даем пользователям нашего устройства новые возможности экспонирования. К панелям, экранам, проекциям все привыкли, а HYPERVSN создает ни на что не похожие впечатления. Это выглядит захватывающе и инновационно, — рассказывает Алексей Короткий.
Недавно Алексей с партнером Павлом Харитоновым и еще двумя партнерами учредили компанию Hologram.by для продвижения проектора голограмм и всех сопутствующих услуг на белорусском рынке. И кому, как не им, рассказать об инновации белорусским читателям?

Я сомневаюсь, что проецируется в чистом виде голограмма, и высказываю это собеседникам.
— Нашу голограмму разве что нельзя потрогать, — рассказывает еще одна моя собеседница, менеджер по связям с общественностью и ивентам в HYPERVSN Дарья Краковяк. — Устройство стационарное, и руками во время работы его лучше не трогать: изображение создается вращающимся элементом, соприкосновение с которым в момент работы нежелательно, т.к. может нанести вред лучам устройства.
Белорусский проектор голограмм (или как еще можно назвать это устройство?) устроен просто и гениально: устройство состоит из двух частей — статора и ротора. На роторе расположены четыре луча, вдоль каждого из которых расположены светодиоды. При вращении лучи проецируют объёмное изображение.


(Я сразу вспомнил, как в детстве в темноте рисовал объемные «картинки» палкой с пылающим угольком. Тоже вспомнили? И как только мне в голову не пришло создать что-то подобное?!)

Картинка устройства HYPERVSN наиболее отчетлива в условиях помещения. На улице она тоже будет хорошо видна, но устройство нужно защищать прозрачным куполом от атмосферных осадков. По требованиям безопасности, устройство должно быть размещено или достаточно высоко, или ограждено прозрачным защитным экраном. Напомню: вращающиеся элементы не дружелюбны к пальцам.
Когда смотришь со стороны, кажется, что прямо в воздухе парит логотип или товар. Это привлекает внимание, и люди идут на голограмму, как зачарованные. В результате — контакты, лиды, продажи.
— Совместно с «Coca-Cola Мексика» компания проводила исследование в 25 кинотеатрах, где были размещены устройства. Специальные датчики считывали эмоции у людей и фиксировали, как долго они смотрели на HYPERVSN, — рассказал Павел Харитонов. — Выяснилось, что из 16 тысяч прохожих 85% остановились и более 90% провели возле устройства около 15 секунд.
— Да-да, — подхватила тему Дарья. — Правда, применение устройств на точках с напитками дало прирост продаж только на 12%, что мы расценили как незначительный рост, обычно гораздо больше. Но это же Coca-Cola, всемирно известный бренд, рекламная активность которого и так запредельная!
Как я понял, основное преимущество белорусского проектора голограмм как раз в том и состоит, что, увидев созданное с его помощью изображение, зритель останавливается. Похоже, это отличное лекарство от так называемой потребительской усталости, когда человек утомлен потоком контента со всех сторон и вывести его из оцепенения или, напротив, удивить до остановки может только что-то совершенно невиданное. Парящее в воздухе изображение таким эффектом обладает. Я сам это ощутил.

Интересно, что создали это поражающее воображение устройство два парня из Бреста — Артем Ставенко и Кирилл Чикеюк, которые поехали учиться в Британию в 2011 году. Там идея и пришла им в голову. Говорят, что сначала это были обода колес велосипедов, демонстрирующие голограмму. Шесть лет создатели работали над усовершенствованием изделия и с 2017 года началась коммерческая эксплуатация. Парни создали стартап Kino-mo, который в 2015 году выиграл премию Pitch to Rich от знаменитого инвестора Ричарда Бренсона. Сегодня офисы компании расположены в Минске, Лондоне и еще в одном городе в Германии. Партнерские договоры подписаны с компаниями 70 стран мира.
— Несмотря на 150 человек персонала всех подразделений компании, она все еще сохраняет архитектуру и гибкость принятия решений, присущие стартапам, — рассказала Дарья, — поэтому мы развиваемся стремительно. В списке клиентов компании уже очень много известных брендов.
Запуск новых линеек кроссовок Nike и Adidas сегодня не обходится без голограмм с устройств белорусского происхождения. К возможности воспользоваться зрелищной технологией все активнее прибегают белорусские компании, почему и создана группа компаний Hologram.by.

— Самых лучших результатов с помощью нашей голографической технологии добиваются клиенты, которые продвигают продукты, имеющие физическое воплощение: обувь, здания и сооружения, некие материальные товары, — делится интересными деталями Алексей. — «Савушкин продукт» показывал на выставке многометровый творожок, это привлекает внимание. «Бульбашъ» установил целую сеть устройств в своих магазинах и местах торговли, что способствовало росту продаж на 5%. Люди просто не могут пройти мимо такой заманчивой картинки.
Услуги тоже можно продвигать. Только требуется гораздо больше креативности для создания контента. HYPERVSN (знаю, что слово так и мелькает в моем рассказе, но как его заменить?) выпускается в двух размерах — 56 см и 75 см. Из нескольких синхронизированных устройств собирают стены, что увеличивает размеры изображения. Самый большой HYPERVSN-wall компания показала в этом году на выставке в Лас-Вегасе. Используя 77 устройств, создали экран размером 3 на 4 метра. Собирались буквально толпы желающих сделать селфи и снять видео с громадной голограммой.
Стоит одно устройство несколько тысяч долларов, поэтому часто их берут в краткосрочную аренду за несколько сотен «зеленых» в день и возвращают потом с вытаращенными глазами: мол, привлекли внимание так привлекли — столько людей на стенде еще не видели!
Помимо способа оживить выставочный стенд или витрину, устройство обладает множеством не очевидных, но очень важных возможностей. Программная платформа позволяет единомоментно обновить изображение на множестве устройств, скажем, установленных в сети магазинов или банковских отделений. Представляете эффект от такого старта какого-нибудь продукта? Рррраз, и вот он — сразу везде!

Новая технология уже использована художником, который в Музее современного искусства в Нью-Йорке с помощью HYPERVSN выставлял свою работу. Компактность устройства и зрелищность демонстрируемой голограммы оценили и в белорусском военпроме. Зачем тащить на знаменитую выставку вооружений в Арабские Эмираты ракету, если с помощью компактного устройства можно показать и ракету, и ее компоненты, и то, как она модернизирована! Даже в резиденции президента Беларуси уже используется несколько устройств. Они установлены в зале приемов особо важных гостей и обычно проецируют флаги Беларуси и страны гостя. Гости впечатляются очень сильно, а президент может как бы невзначай сказать: «Красивая цацка, это наши айтишники придумали!». Получилось имиджево.
Со сборкой устройства и созданием контента для него клиенты в состоянии справиться и сами. Все легко и интуитивно понятно. Но компания берет все хлопоты полностью на себя, чтобы голова клиента была свободна для других дел. Круглосуточно и без выходных работает служба поддержки. Потому что даже в Минске есть несколько устройств, которые работают не переставая, не считая редкой профилактики.
— Как когда-то копировали устройства Джобса, так пробуют уже копировать и нас, — улыбается Павел. — Но все копии хуже оригинала, потому что у нас за спиной почти 10 лет совершенствования технологии. В принципе, невооруженным глазом видно, что изображение на не наших устройствах ( а они тоже уже есть в Минске) выглядит на порядок хуже. И мы продолжаем усовершенствовать свои устройства, технологии и софт.
Пока ни одно белорусское предприятие не может справиться с заказом на изготовление хайпервизоров (вот же оно, то самое слово!!!). Поэтому их продолжают производить на ирландском предприятии «Флекстроникс». Сам по себе этот факт в свое время тоже сыграл на руку парням из Бреста. Скажу по-секрету, что видел в лаборатории в Минске и какие-то призматические устройства, и другого цвета, и похожие на сферические цилиндры. Уверен, что мы еще услышим о младших братьях хайпервизоров, да и о них самих. Устройства сейчас номинированы сразу на несколько престижных мировых премий.
Прощаясь с хозяевами, как и положено бережливому белорусу, поинтересовался, а сколько же энергии «жрет» хайпервизор? Потому что АЭС, оно понятно, но все-таки. И узнал, что аппетит у проектора голограмм сказочный, как у дюймовочки: потребляемая мощность — 35–60 Вт. Да это же как у слабенькой лампочки накаливания! Совершенно понимаю Германа Грефа, который во время недавнего посещения ПВТ, говорят, настолько заинтересовался хайпервизором, что так и кружил возле него. Но вроде бы пока лондонская компания белорусского происхождения не продается. Я, если что, спрашивал и об этом.
Фото: Алексей Матюшков