«Перед вами будущий банкрот». Чиновники и бизнес обсудили ценовое постановление
С точки зрения предпринимателей «ценовое» постановление № 713 привело к росту затрат, сокращению оборотов и ассортимента товаров. Снижаются прибыль и возможности инвестирования, рассказал глава РСПП Александр Швец.
«Эти тренды будут нарастать, — прогнозирует он. — Поэтому наша задача — найти другие, более мягкие пути сдерживания инфляции. Инфляция — это нормальный фактор, только ее уровень должен быть удобоварим, как и других макроэкономических показателей. Мы готовы вместе с госорганами отслеживать тренды в экономике и предлагать варианты реагирования».
В ответ представители государства посоветовали бизнесу смириться с тем, что ценовое регулирование останется надолго.
«Не следует рассчитывать, что завтра-послезавтра его отменят подчистую», — сразу предупредил первый заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец. Постановление № 713 видится чиновникам как основной инструмент справедливого ценообразования для решения задач прозрачности и контролируемости экономики.
Первые результаты вдохновляют правительство: цены затормозили, а в ноябре даже наблюдалась дефляция. Теперь МАРТ собирается корректировать систему регулирования цен так, чтобы обеспечить выполнение прогноза по инфляции, не ухудшая финансовое состояние предприятий.
Например, вслед за постановлением, регулирующим наценки поставщиков в АПК (№ 114), не исключено принятие аналогичных решений и в других отраслях. Но все будет зависеть от динамики цен в них.
Представитель МАРТ даже открыл «небольшой секрет»: обсуждается возможность регулирования арендной платы в торговых центрах. «Я объясняю посыл, какие решения могут приниматься, — пояснил замминистра, — чтобы они не воспринимались, как снежный ком на голову».
«Сейчас не то время, чтобы делать сверхприбыли»
Замминистра экономики Дмитрий Ярошевич признает, что «не бывает хорошего регулирования» — всегда что-то приходится ограничивать. Но сейчас приоритетом властей стало смягчение последствий инфляции для населения. Первый результат — реальная зарплата в декабре превысила 100%.
В Минэкономики не видят негативных изменений на макроуровне из-за регулирования цен.
«Мы знаем примеры, когда рентабельность 300% и больше. Она нормальная с точки зрения, что люди покупают, но в контексте времени, наверное, это не совсем было правильно, люди делали деньги без ориентиров во нравственности, не очень добросовестно (...). Вот мы анализируем ситуацию в январе и не видим реального снижения добавленной стоимости в регулируемых отраслях. Отдельные отрасли, которые жестко регулируются, растут очень быстро, например на 125%. Прочие сектора в промышленности тоже растут. Да, розница падает. Но она падала и до октября по различным причинам. Какого-то влияния постановления № 713 нет», — уверен замминистра.
Правда, чиновники признают, что для инвестиций в НИОКР и выпуска инновационной продукции надбавки в 20–30% недостаточно. Поэтому тем, кто «поддерживает процесс расширенного воспроизводства», Дмитрий Ярошевич пообещал смягчение ограничений. А вот торговле никакие поблажки не светят — «сейчас не то время, чтобы делать какие-то сверхприбыли».
Замминистра призвал директоров принять систему регулирования цен, поскольку «она объективна, и вы с этим ничего не можете поделать». Остается адаптировать к ней бизнес-процессы.
Зациклились на инфляции, а ВВП и товарооборот падают
Свое видение нынешнего положения дел озвучил и бизнес.
Глава бизнес-союза им. Кунявского Жанна Тарасевич считает, что невозможно строить экономическую политику, зациклившись только на инфляции. При этом она уточнила, что и сейчас цены продолжают расти, а ВВП, производительность труда, реальная зарплата, число занятых в экономике падают. Сокращается оптовый и розничный товарооборот, а вместе с ними — чистая прибыль торговли.
Одновременно возникает множество дисбалансов. Например, потребителей удивляют небывало высокие цены, скажем, на огурцы — 18 рублей или перец — 20, отсутствие хурмы в разгар сезона. Возникают неприятные вопросы: почему ассортимент в магазинах есть, а привычные бренды исчезли? почему стало так мало акций, а товаров на них еще меньше?
Главный же дисбаланс, по мнению главы бизнес-союза, — доверие бизнеса к государству.
Сопредседатель ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» Виктор Маргелов считает, что бизнесу и власти надо одинаково понимать, какие цены у кого справедливы. Важно к справедливости добавлять баланс интересов.
Облегчить положение розничной торговли, по мнению Виктора Маргелова, может хотя бы сокращение проверок.
«Ценам сказали стоять — и я не могу заплатить по кредиту»
Причиной роста цен могут быть действия самого государства. Например, увеличение НДС на комбикорм с 10 до 20% повлекло подорожание свинины на 7,5%, рассказал бизнесмен Анатолий Труханович.
«Теперь перед вами стоит будущий банкрот. Я, наивный человек, веривший в стабильность, взял кредит на 22 млн рублей и построил самый современный свинокомплекс, в который привез свиней из Голландии и Дании. И поскольку ценам скомандовали стоять — я не могу рассчитаться по кредиту: уже 3 млн просрочки. Банкам никто не мешает поднять ставку с 11 до 21%. А как погашать кредит, когда цены нельзя повысить?»
Тотальное регулирование делает бесполезной и диверсификацию бизнеса. К примеру, у Анатолия Трухановича есть еще птицефабрика в Ивенце. Но, поскольку яйца — социально значимый товар, цены на который регулируются, проект принес вместо дохода 500 тыс. рублей убытка.
Проблемы появились и из-за того, что пищевая отрасль работает на европейском оборудовании. По словам Алексея Пилинко из МССПиР, из-за санкций невозможно ввезти ни запчасти, ни новую технику. Приходится всячески ловчить, чтобы провести платеж и завезти материалы через «дружественные» страны. Это увеличивает расходы, время расчетов, а главное — риски. «Можно отправить товар, а его развернут на границе, что случается довольно часто», — пожаловался бизнесмен.
Из-за ценовых ограничений многим белорусским производителям становится бессмысленно работать на внутренний рынок. Например, руководитель компании — производителя кормовых добавок рассказал, что из-за постановления № 114 пришлось остановить отгрузки по Беларуси. Ни о каком импортозамещении тут говорить уже не приходится: свести концы с концами позволяет только экспорт.
Представитель МАРТ пообещал обсудить возникшие проблемы с Минсельхозпродом.
Что в итоге?
Очевидно, что власти ждут от бизнеса непреклонного соблюдения «ценового» постановления. Однако не исключено, что документ все-таки могут как-то откорректировать. Заместитель главы МАРТ Иван Вежновец предложил бизнес-союзам выбрать одного представителя, который бы представлял в экспертном совете интересы малого бизнеса.
Фото: Envato Elements