Жил-был Голдсмит, и однажды он понял, как можно прыгнуть выше головы

Но Маршал Голдсмит вышел, задорно и с достоинством улыбнулся и, выразив одновременно участие, дружелюбие и спокойствие, поздоровался со слушателями. Предполагалось, что аудитория в зале Цифрового делового центра на Покровке, где проходила лекция Голдсмита, сплошь состоит из настолько успешных людей, что у них прямо кризис от этого. Вот не знают они, что бы такое сделать, чтобы стало еще лучше, чем есть.
Кого-то могло смутить, что такие люди есть, но только не меня. Я пришел и просто поверил, что так бывает: нет проблем, на все вызовы даны ответы — и вот скажите мне, куда развиваться? С такими людьми работает Голдсмит. Нет-нет, они совсем не зажравшиеся. Это обычные с виду люди, но они трудоголики, прагматики, спецы по тайм-менеджменту и лынды не бьют. Поэтому одеты чуть лучше, чем остальные, да и в целом уровень жизни у них гораздо выше среднего.
У них все расписано: есть планы, цели и стратегии. Но есть одна проблемка — они уже на вершине. И других вершин не просматривается. В смысле — выше вершин нет. Рядом, вдалеке они есть, конечно. Но не спустишься же со своей вершины и не начнешь с нуля восхождение на другую гору. Что, и такое бывает? Ну не знаю. Чаще всего нет, да и Голдсмит не этому учил. А учил он, как и куда развиваться, когда кажется, что уже и развиваться-то некуда, и так все развито. Если проще, то Голдсмит учил, как прыгнуть выше головы, предлагая для начала понять: что привело тебя сюда, не приведет тебя туда.
Главное отличие этого бизнес-тренера от прочих — он не говорит о том, что ему нужны ваши перемены, что вы должны двигаться, работать, к чему-то там стремиться. Напротив, Голдсмит говорит: мне все равно, хотите меняйте что-то, тогда станет лучше, а не хотите — не меняйте, особо хуже не станет.
Перемены произвести реально, но они должны исходить из сердца. И это главная сложность — понять, что же тебя, успешного и достигшего вершины, заставляет в беспокойстве оглядываться по сторонам в поисках, чего бы еще такого сделать. Это твоя внутренняя потребность или давление людей, обстоятельств, наследие детства или еще что-то привнесенное.
Наверное, если свести воедино инструменты самоанализа, которые Голдсмит рекомендует своим подопечным и показывает, как они работают, то получается что как раз на вершине и стоит заглянуть внутрь себя, чтобы понять, доволен ли ты результатом, и посмотреть на людей вокруг, хорошо ли им с тобой.
Все рекомендации этого бизнес-тренера довольно простые, но выверенные и точные, как движения скальпелем в руках искусного хирурга. Чик — и опухоль удалена. Но если одно неловкое движение, то...
Вот, например, обсуждение с партнером. В самом начале лекции Голдсмит предлагает перемещаться, побродить по залу и найти того, с кем хотелось бы весь день проговорить, а надоест — можешь поменяться.
Интересно, что на разговоры после каждой новой идеи или обсуждение очередного инструмента Маршалл как опытный бизнес-тренер каждый раз отводил минуту-две. На одного собеседника выходило по 30-60 секунд. И выговориться успеешь, и выслушать, и в сторону разговор особо не уведешь. Эта техника микрообсуждения показалась мне действенной и применимой даже на совещаниях.
В надежде отсидеться я водрузил на колени ноутбук, но и ко мне подсела девушка Екатерина, с которой мы откровенно, как это бывает только с попутчиками в поезде, обсуждали идеи и озарения, приходившие обоим в голову.
Также можно было задавать вопросы через специальную интерактивную форму на сайте sli.do. И Маршалл Голдсмит отвечал. Один из самых популярных вопросов был о том, что Голдсмит посоветовал Герману Грефу, которого консультировал за день до лекции. Голдсмит сказал, что советовал то же, что и всем, но каждый сам решает, следовать советам или нет.
Спросите меня, чем же так крут Маршалл Голдсмит? Он крут тем, что дает только работающие инструменты и советы, действенность которых проверил на себе и в многочисленных исследованиях. Голдсмита называют человеком, который реабилитировал слово «коуч», поскольку он сформулировал принципы коучинга, один из которых: не быть коучем тем людям, которые нарушают этические нормы и принципы.
Круто и то, что он не советует менять все сразу, а только что-то одно, а уже потом что-то другое.
Из того, о чем Голдсмит говорил весь день, для меня самым важным оказался совет не уделять слишком много внимания обсуждению себя или других людей, а больше времени тратить на разработку идей, планов и что-то делать.
Замечательно результативным оказался инструмент по преодолению привычки давать людям негативные и деструктивные отзывы. И, конечно же, шесть важных вопросов, которые стоит задавать себе каждый день, — это тоже сила.
Еще запала в голову, а может, и в душу фраза о том, что настоящие качественные перемены приходят не потому, что вы это кому-то должны, или так надо, или еще по каким-то причинам. Подлинная причина перемен в том, что ты сам хочешь перемен к лучшему. «Не коуч делает перемены, ты сам делаешь перемены. Коуч только может тебе помочь, да и то не всегда».
И да, Голдсмит — сам пример того, что все предложенные им инструменты по повышению уровня собственной самововлеченности работают. ( Что я написал, какая самововлеченность?!)
Все предложенные им во время лекции идеи и инструменты направлены на одно — чтобы научиться любить жизнь, ценить то, что имеешь, и обращаться с этим нужно очень бережно. Как Голдсмит со своей аудиторий. Как-то мягко, интеллигентно, ненавязчиво. Но все его слушали и были увлечены происходящим.
И еще, хотел бы и я выглядеть таким же бодрым, здоровым и жизнерадостным, как Маршалл Голдсмит в его 69.