Взгляд по периметру и изнутри
— Мы и раньше располагались в этом здании, в нескольких отдельных комнатах, — начинает рассказывать Тарас Куба, глава продукт-дизайна PandaDoc. — Затем освободился второй этаж, и наша компания заняла его целиком.
PandaDoc работает в открытом офисном пространстве, но визуально, стоя у входной секции, этого не скажешь: четкое зонирование и ряд мини-комнат вдоль коридора скрывают весь внутренний массив офиса.
— Open space сейчас все критикуют, но сложно сделать кабинетный офис, когда у тебя в компании работают 100 человек, — говорит Тарас. — У нас был стандартный вариант open space, когда в большой комнате сотрудники и работают, и пьют кофе — да, это шумно. Переезжая, мы все учли — от пожеланий работников до понимания того, что от открытого офисного пространства нам никуда не деться. Отдали идеи Studio11 — дизайнеры добавили свой опыт в подобных делах, и получился наш офис.



— Наш офис поделен на четыре отдела: A, B, C и D. Навигация на стенах-перегородках у входов в отделы — не потеряешься. Проход добавили специально, чтобы тратить меньше времени на перемещение между ними: в любой отдел легко попасть из какой угодно точки. Каждый отдел представляет собой автономный open space.
Говоря это, Тарас указывает на кофе-поинты — такие есть в каждом «отсеке». Заметна нетипичная для open space идея индивидуальности: кофе-поинты как бы отделены от остального пространства и снабжены сиденьями прямо в перегородке, а подоконники вдоль оконного ряда дополнены мини-столиками.
— Мы все разные, и каждому удобно работать по-своему, — пожимает плечами Тарас. — Можно стоя около окна или сидя на своем месте за компьютером. А можно и так...
Тарас сворачивает в глубину отдела и подходит к проему в небольшой стене, где виднеются чьи- то ноги. Видим крохотную комнату с бескаркасным креслом и молодого человека, стучащего по клавиатуре ноутбука. Симметрично комнатке расположен ее близнец. Около каждого проема — знак перечеркнутого динамика.

— Для тех, кому нужно срочно уединиться для работы, — поясняет Тарас. — Звук остального офиса отлично гасится.
Проникнув вглубь, мы не спешим обратно. Тарас подводит нас к нескольким дверям, завешенным изнутри шторами. Около каждой висят планшеты: один горит красным, второй призывно светится зеленым.
— Это переговорные комнаты, а планшеты — планировщики их работы. Цвет показывает статус переговорных прямо сейчас. Все подключено к календарю — можно заказать комнату с планшета или компьютера, посмотреть расписание или архив совещаний.


Заходим в свободную переговорную — небольшая комната, круглая столешница, атмосфера полного уединения. Наш гид тратит несколько секунд, и восприятие меняется: оказывается, шторы, висящие по периметру, можно убрать, и происходящее в переговорной комнате становится открытым для взглядов окружающих. Но это не касается звуков — мы уже отмечали серьезную работу, проделанную над звукоизоляцией, и здесь аналогичная ситуация.
— Переговорных комнат не бывает много. Всем присвоены странные названия: Doom, Cheeseburger, Castro, Dislike... Последняя явно для плохих новостей, — смеется Тарас.
Покидаем переговорную и, окидывая взглядом отдел, отмечаем, что визуальными стенами-перегородками служат ряды высоких закрытых шкафов.




— О, у нас огромное количество таких шкафов! Места в них гораздо больше, чем пока реально требуется, но зато все ненужные вещи скрыты от глаз. Вновь движемся к «коридору» у оконного ряда, по пути заглядываем в еще один отдел — там сейчас нет людей, зато много всякой зелени. Достигая «коридора», надолго зависаем у самодельного прожектора Бэтмена, притаившегося около входа в отдел D. По словам Тараса, защитника Готэма вызвать не удастся: все работает, но тень летучей мыши не проецируется.

Приближаемся к выходу — для нас это отдел А, так как начали мы с D. Круг завершен: мы вновь вышли в главный коридор, но с другой стороны.
Остается последняя локация — кафетерий.
— Здесь мы отдыхаем, едим, иногда работаем, разговариваем с гостями... Места хватает всем, и никто никому не мешает, — рассказывает Тарас.

Блиц
— Попробуйте описать одним предложением, что такое PandaDoc.
— Это приложение для автоматизации документооборота и процесса продаж.
— Офис в Kiroff Center единственный у компании?
— Нет. Отделы техподдержки и частично продаж находятся в Санкт-Петербурге (Флорида), а головной офис расположен- в Сан-Франциско. Минск — это продуктовый офис. Однако мы остаемся белорусской компанией, а офисы в США нам нужны, потому что наш рынок практически целиком сосредоточен в Америке.
— Белорусы и европейцы не пользуются функционалом PandaDoc?
— Пользуются, но их не так много. В этом бизнес-центре, например, есть компания, составляющая договоры с помощью нашего приложения, — она работает на зарубежный рынок. На внутреннем рынке активности нет, он пока просто другой с законодательной точки зрения, хотя подвижки в правильную сторону делаются. В Европе немногим лучше, но ситуация схожа. В США наше приложение полностью соответствует потребностям рынка.
— Дорастет ли наша культура документооборота до стандартов американской?
— Да, в этом плане мы в PandaDoc оптимисты. Другой вопрос заключается в том, как далеко уйдут стандарты в США, когда мы достигнем нынешних.
— Кто ваш средний работник?
— Он молод — ему от 25 до 35 лет. Чаще всего это парень. Равенства у нас пока не получается, мужчин примерно две трети, но ситуация медленно меняется. Впрочем, я считаю, нет такого понятия — «средний работник». Некоторые меряют одной меркой всех айтишников страны: мол, это такие ребята, которые зарабатывают хорошие деньги и оторваны от остального социума. И все. На самом деле — и это видно хотя бы по нашей команде — мы все абсолютно разные. С этой мыслью мы в сотрудничестве с дизайнерами и планировали офис, в котором сейчас находимся.
Итог
PandaDoc удалось то, что редко получается у сторонников теории open space: применить к голому офисному формату разум. Оставаясь концептуально открытым пространством, на деле минский офис компании раздроблен на множество зон. От open spaсe здесь сохранилось главное — удобство перемещения между отделами. Все остальное заточено под поддержку индивидуальных предпочтений каждого работника. Суммируя впечатления, отметим: офис PandaDoc — едва ли не лучший пример open space нового поколения в стране.

Впервые материал был опубликован в журнале Office Life № 3 (9)/2018.
Фото: Сергей Пилипович