Карты, парты, ученик

Здесь сработала старая банальная идея «все мы родом из детства». Ведь именно карты помогли Сергею научиться счету, и именно из карточек состоят его первые игры.
Например, в «Сто одном» нужно вести счет очков, не говоря уже о том, что нужно уметь «считывать» номинал карт.— Сергей Пархоменко
Когда у Сергея родился сын, в какой-то момент встал вопрос об обучении ребенка.
Я стал смотреть, что же есть вокруг, как с детьми занимаются, какие есть кружки и клубы... Очень удивился происходящему. Оказалось, что за те 20 лет с момента, как я перестал быть ребенком, ничего же не изменилось. По-прежнему схема такая: есть взрослый педагог, и он просто говорит детям, что делать. Дети это делают.

Сергей к тому моменту имел опыт проведения бизнес-тренингов. На них обучение совсем иное. Людям должно быть интересно.
Обучение — это не то, что делают с людьми, а то, что делают сами люди. Если они просто делают, что им сказали, толку будет мало.
Поэтому Сергей решил сам организовать кружок у себя дома для сына и его друзей. Постепенно родился проект по выпуску обучающих настольных игр. Так дало о себе знать карточное детство, и началась история компании «Банда умников».
Сначала это был не основной бизнес, а пробный проект. Сергей Пархоменко решил запустить его вместе с товарищем Антоном Семеновым. Занимались этим в свободное время. Вложили примерно 500 тыс. российских рублей собственных средств. Тогда это было больше $10 тыс.
Мы разместили пробный заказ на печать наших игровых карточек в одной из типографий. Каждая игра была выпущена по 1000 экземпляров. У нас даже склада не было для игр. Помнится, мы их складировали в моей квартире.

Первые четыре игры Сергея состояли из игровых карточек. Там не было ни «пик», ни «бубей». Были цифры, веселые картинки и много игровой динамики. Суть в знакомстве детей с миром цифр, ненапряжном обучении счету и геометрии. Кстати, все четыре игры до сих пор представлены на рынке и пользуются спросом не только в России, где базируется компания Сергея, но и в Беларуси, Казахстане, других постсоветских странах, Евросоюзе. Игры переведены более чем на 30 языков. А за время существования компании оборот от уровня в 5 млн российских рублей дошел до 90 млн (по нынешнему курсу это примерно от $80 тыс. до $1,4 млн).
Но показатели продаж в отдельно взятом месяце очень разнятся. Настольные игры — товар, сильно привязанный к сезонности. Летом — провал, перед новогодними праздниками — резкий рост.
Это жутко неудобно, но все же компания живет и продает свой продукт. Кстати, его выводу на рынок помогла готовая база потенциальных клиентов. Сергей вел «ЖЖ» про свой домашний кружок, где было много наработок по игровому обучению детей. Аккаунт стал довольно популярным. Вокруг него сформировалась своя аудитория.
Козыри на стол!
Рынок настольных игр можно сегментировать по-разному. Первая группа — обучающие, но не всегда с достаточным развлекательным компонентом, иногда скучные. Вторая — просто развлекательные. Третья, редкая группа — нужное совмещение игрового и обучающего. Понятно, что козырь «Банды умников» и многих других успешных проектов — умение делать третью группу. Такое нечасто встречается. А спрос на такой продукт у определенной аудитории, которая не так уж мала.

Другой козырь — умение попасть в то, что реально нравится детям, через правильно подобранный дизайн. По предыдущим проектам у Сергея было немало контактов с хорошими дизайнерам, и это здорово помогло.
С момента основания «Банды» прошло почти 6 лет. Компания выпускает уже 30 игр. Это необязательно игры, похожие на карточные. Есть, например, варианты с игровыми полями и даже наборы для проведения квестов прямо на ходу. Обучающий компонент связан с самыми разными областями знаний и умений: чтением (не только по-русски), арифметикой, программированием, познанием окружающего мира...

Линейка продуктов обросла и всевозможными дополнительными товарами: наклейками, сувенирными сумками, плакатами и т. д.
Техника игры
«Банда умников» большую часть работы делает своими силами. Аутсорсинг использует нечасто. А если что-то делаешь своим коллективом, то нужен начальник, и он должен раздавать указания. Однако мы уже знаем, что Сергей не очень верит в систему, когда учитель говорит ученику, что делать. Так что? Со взрослыми так можно? А если нельзя, с ними в игры, что ли, играть?
Сергей на это отвечает просто: в команду подбирают тех, кому их дело нравится.
У нас не так много механизмов, которые заставят кого-то делать нечто либо через которые люди контролируются. Мы просто работаем с людьми, которые сами хотят что-то делать. С другой стороны — это постоянные поддержка и обучение.

Для производства интересных настольных игр нужен креатив. А как его вызвать? Это, скорее, дар, озарение. Его еще нужно поймать. Всех секретов этого дела Сергей нам не раскрыл. Но мы узнали один интересный пунктик — розыгрыши. Изощренно, но не обидно подколи коллегу. Тогда ты и мобилизуешь все свои творческие способности, и товарищ по офису тоже поймет, что не надо мыслить по шаблону.
Но самое интересное в том, что для «Банды умников» основная работа — это даже не производство игр. Есть очень много технических моментов. Получается, что большая часть сотрудников именно этим и занимается. Просто сделать хороший продукт — это мало.

Я даже и не думал, что нужно будет столько всего решать. Чтобы игры прошли через таможню к нашим зарубежным дистрибьюторам, необходимо очень большое количество действий. Вся эта операционная деятельность... Это нечто.
Отдельный разговор — реклама и маркетинг. Даже для такой простой вещи, как качественная e-mail-рассылка, которая работает по сегментам, нужен отдельный маркетолог.
Это очень конкретный, узкий инструмент. Но им надо заниматься постоянно. С утра до ночи.
Обучение без принуждения
В принципе это и есть истинное название продуктов, которые Сергей выводит на рынок. Все же это история не совсем про настольные игры. Они стали лишь формой для воплощения идеологии добровольного обучения. И, конечно, сразу в мыслях всплывает «добровольно-принудительная» схема, которая порой используется в школах. Не только в белорусских. Мы прекрасно понимаем, что бизнес, продающий нам интересное и реально привязанное к жизни обучение, — это закрытие потребности, которую школа удовлетворяет не до конца.

Во время интервью с корреспондентом Office Life Сергею задавались провокационные вопросы на эту тему. Видно было, что он таки порывается нечто выдать, но потом успокаивает себя. После долгого поиска формулировок он сказал:
Система образования возникла когда-то для решения не совсем тех задач, которые сейчас важны для многих родителей. Она возникла для ликвидации безграмотности и для того, чтобы детей можно было где-то оставить, пока родители на работе. Это две вещи, которые красной нитью проходят через всю систему.
На это волей-неволей настроены многие учителя. Смогут ли они работать в более гибкой парадигме? Что для этого нужно сделать? Полные ответы на эти вопросы — для других статей, а может, и для толстых томов научной литературы. Заметим лишь, что история Сергея — это один из ответов на современный вызов несоответствия системы образования динамично меняющейся обстановке.
«Банда умников» решила немного поработать и здесь. К «основному хлебу» — настольным играм — добавились математические фестивали и прочие образовательные «движухи». Как говорит сам Сергей, нужно готовить детей к жизни, а не к формальной сдаче экзаменов. Спрос на такое обучение уже есть, и, наверное, компания неплохо зарабатывает.
Подготовка к этому занимает много времени и ресурсов. С одной стороны, это часть маркетинга. Мы популяризируем игровой гуманистический подход к образованию. Но, если быть откровенным, тот же математический фестиваль убыточен, хотя и платный. Все же это не для извлечения прибыли, а социальная нагрузка.

Еще один элемент социальной нагрузки — бесплатный сайт интересных заданий для школьников «Реши-пиши». Есть и бесплатные «квестики». Нужно просто скачать макет, распечатать и немного поработать ручками. Интересный вечер обеспечен.
Мы полагаем, что, создавая что-то полезное для людей, вовлекаем их во взаимодействие. Мы даем им, скажем так, образцы, некий опыт. Это делает часть из них нашими клиентами.