Впервые слово «фрилансер» вошло в белорусский обиход в конце 90-х, на волне российского дефолта 1997-98 гг. Первыми его подхватили, естественно, рекламисты. Представители других специальностей первое время сдержанно шутили: «Чё, не в штате? Как? „Вольный копьеносец“? Во понты, да?» Оказалось, что нет, не понты. Постепенно к термину привыкли. Сегодня фрилансеров, похоже, развелось очень много. Но все-таки меньше, чем работодателей.
Изначально, в средние века, «вольные копьеносцы» действительно были наемниками — лично свободными, в отличие от крепостных, но воевавшими в пешем строю, в отличие от конных рыцарей-феодалов.
Позднее в Европе возникли и закрепились такие понятия, как «свободные профессии», «частная практика», «отхожие промыслы», «сдельщина» и т. п. Под них подпадали в разные времена совершенно разные явления — от врача или учителя до ремесленника, мелкого торговца и подавшегося на сезонные заработки крестьянина. Если переводить на современный язык, то получится что-то вроде «малого бизнеса без образования юридического лица с преимущественной специализацией в сфере услуг индивидуальным и корпоративным клиентам». Так что фриланс существовал задолго до интернета или даже изобретения ПК. Просто назывался он иначе и имел иные организационные формы.Организационно фрилансерству предшествует гибкий график (работник в штате, но расписание свободное), технически — «удаленка», дистанционная работа (не важно, в штате или не в штате сотрудник, но трудится он вне офиса). Поэтому есть смысл рассмотреть достоинства и недостатки всех «копьеносцев» — вольных и не очень — в совокупности.
Гибкость — сестра таланта?
Современная «удаленка», прежде чем превратиться во фриланс, выросла из гибкого графика. Сам по себе гибкий график — не благо и не зло: ясно, что кассира-операциониста или секретаря приемной на гибкий график не переведешь. А другие кадры, они что, более гибкие?
Как ни странно, современные представления о гибком графике выросли из практики больших, а не малых компаний — IBM, Cisco, BBC, IKEA. Что объединяет все эти фирмы, если отбросить разговоры про технологии? Интеллектуальный (или даже креативный) характер продукта: идея может стоить дороже, чем рабочее время. А вот у операциониста или рабочего на конвейере деятельность совершенно другая: для него важны не идеи, а хороший навык определенных действий и их систематическое повторение.
Вернемся к «жесткому» графику. В Москве, где дорога от дверей квартиры до порога офиса с автомобильными пробками и просто форс-мажорными «затычками» может составлять 3-4 часа, частота опозданий уже вынудила многих работодателей попытаться сделать «рабочее время» более растяжимым понятием: пришел — отработал положенное количество часов. Это, впрочем, первый шаг. Второй — когда на место понятия «время» ставится понятие «результат». Шаг третий — когда и приходить без результата незачем, разве что для получения денег.

Существуют исследования, подтверждающие, что компании, поощряющие «удаленку» (telecommuting), выигрывают в плане продуктивности работы персонала, снижения операционных затрат и привлечения большего числа квалифицированных кадров. Заслуживают внимания и такие доводы в пользу удаленной работы, как возможность нанимать самых квалифицированных сотрудников вне зависимости от того, где они живут, меньшая текучесть кадров, снижение стресса (25%).
Последний довод королей в пользу копьеносцев
Когда высказались и эйчары, и медики, можно предоставить слово владельцам бизнесов. Свободный график как некая переходная ступень по отношению к фрилансу, очевидно, труден во внедрении, однако эффект дает. А собственно фрилансерство, когда человек не числится в штате, выполняет работу, получает за нее деньги и машет работодателю ручкой?
Кроме того, важный фактор — динамика развития бизнесов разных масштабов. «Середняк» при кризисе обычно или возвращается к малому бизнесу, с которого начинал, или стремится стать крупной компанией (иногда это даже получается). И если для крупной корпорации стандартное решение — гибкий (свободный) график, поскольку значительную часть персонала на полный фриланс не переведешь, то для малого и среднего бизнеса фриланс может стать панацеей (такой же, какой для крупных является аутсорсинг) от множества «болячек»: дистанционное администрирование, дизайн, маркетинг...
В Европе это поняли раньше, чем у нас. ТНК там поменьше, чем в США, зато «середняка» и малого бизнеса — сколько угодно. При этом для европейцев важны еще гуманитарные соображения: равноправные отношения (фрилансер не зависит от работодателя так жестко, как штатный сотрудник) или экология (фрилансер не «коптит воздух» в центре мегаполиса).Впрочем, не будем идеалистами: никогда фрилансеры полностью не заменят всех без исключения штатных работников (но и наоборот). Хотя теоретики постиндустриального общества уверяют, что лет через 50 все будут общаться при помощи «наладонников», а не бежать в офис к 9.00, однако кто-то должен и стоять у конвейера, отвечать на звонки в call-центре и т. п.

Теневая сторона фриланса
Какие соображения удерживают работодателей от использования гибкого графика, дистанционной работы или фрилансерства? Во-первых, дефицит контроля: 21% управленцев при опросе SuperJob.ru высказали опасение, что удаленные сотрудники работают хуже коллег в офисе. Опасение вряд ли оправдано: среди руководителей, использующих труд «надомников», подобное мнение разделяют только 18%.
25% руководителей не доверяют «дистанционщикам» по причине банального отсутствия опыта взаимодействия с ними. Между тем, 12% работодателей, привлекающих удаленных работников, привыкли ожидать от них лучших результатов, нежели от штатного персонала. Как, впрочем, и 9% руководителей, еще не столкнувшихся с «удаленкой». 33% респондентов попросту затруднились с оценкой качества работы «дистанционщиков», справедливо решив, что это зависит от самого работника, а не от того, где он просиживает штаны.
Проблемы не только в работодателе. Данные портала www.kadrof.ru свидетельствуют, что переход на вольные хлеба для большинства наемных работников неприемлем. 39% боятся потерять стабильный заработок, 20% (о ужас!) не знают компьютера и интернета, 9% — опасаются менять образ жизни, 5% — убежденные сторонники офисов. Остальных, добавляет веб-ресурс, «страшит потеря соцпакета, наличие кредитов, непонимание со стороны семьи».
Подобный режим работы предъявляет серьезные требования не только к работодателю, но и к самому работнику. От фрилансера требуются навыки планирования времени и затрат. Ему необходимы проектное мышление и коммуникабельность. Он должен привыкнуть к тому, что доходы будут поступать к нему неравномерно: то густо, то пусто. Он должен иметь хорошую квалификацию и специализацию: недаром в наших условиях первыми на вольные хлеба подались в 90-е дефицитные тогда специалисты по дизайну и верстке, программированию, интернету, копирайтингу, дизайну и пр. От карьеры придется отказаться: куда расти, если ты сам себе хозяин? Социальные гарантии... Наконец, фрилансер должен обладать обширными и диверсифицированными связями с потенциальными заказчиками. Всё перечисленное обычно является итогом многолетней и плодотворной работы в офисе. Так что фриланс всё равно начинается с офиса и дисциплины, а не с дивана и творчества.
Материал был впервые опубликован в журнале «Бизнес Ревю». Иллюстрации: freepik.com