Представьте, что вы вскрываете конверт, а там бумага с гербом в «шапке» и указаны регалии какого-нибудь министерства, исполкома
Не было бы герба, иной потребитель выбросил бы сразу это письмо в мусор. А так прочитает, заострит внимание. Вроде бы как больше шансов, что купит услугу.
Вообще, чисто юридически бумагу с гербом просто так в урну и не кинешь. Есть в Уголовном кодексе статья «Надругательство над государственными символами». Номер 370. Но это так. К слову.
Солидные письма с гербом в адрес розничного клиента, повторюсь, может позволить себе только компания, подчиненная госоргану. Например, такие есть в телекоммуникации. Их конкуренты-частники подобный прием использовать уже не могут. Честно ли это? Вопрос риторический.
Наверное, пора бы уже запретить таким конторам пользоваться госсимволикой. Они участники рынка, а не регуляторы или представители рынка. Психологически такой запрет может позитивно повлиять на бизнес-настроения в стране. И уже не будут «хакеры» из госактива взламывать мозг потребителя гербом. Герб не для того придуман.
А бывает еще хуже. В сельской местности некоторые слишком сообразительные частники переходят через порог дома с работниками исполкома. Я уж не знаю, какие там высокие отношения у подобных фирм с местной властью: родственные или банкнотные… Но, к примеру, проворачивают такие схемы. Люди долго ждут, когда в районе появится станция обезжелезивания воды. Пишут обращения. Приходят люди из условного исполкома/сельсовета и говорят, что пока до нашего района госпрограмма не дошла. Планируется в ...надцатом году. Если не хотите ждать, то вот телефончик. Хорошая фирма. Поставит фильтр. Недорого.
Фирма, положим, действительно хорошая. Однако насколько честен такой заход к потребителю? Бороться с данной схемой сложно, конечно. Но бизнес-союзы могут прописывать в своих этических кодексах, что не надо через исполком. Сами, ребята, сами.
Другой, более интересный вид бизнес-хакерства — это юридическое оформление одного и осуществление на практике другого. Все мы помним схемы «сдачи квартир», когда некоторые отдельно взятые риелторы обещали подыскать вариант. На самом деле они просто давали информацию из открытых источников в обмен на деньги. Сдает кто-то жилье — его координаты быстренько передают клиенту. Идите туда. Пока он шел, там уже нашли квартиранта. В Минске это бывает быстро. В считаные часы… Фирма в ответ на такой облом говорит: «Оказываем информационные услуги. Не виноваты мы». Юридически, может быть, не виноваты, но веру в отрасль отбивают у большого пласта клиентов. Если подобное вскрывается, отраслевой союз однозначно должен «забанить» компанию: никакого участия в профессиональных конференциях, никакой помощи в лоббировании поправок в законодательство. Тактика «после нас хоть потоп» никак не может быть признаком честного бизнеса.
Расскажу о другой схеме наших дней. Не знаю, как в итоге отреагируют на нее госорганы. Случай довольно неоднозначный. В Минске стал возрастать запрос на, скажем так, нестандартное школьное образование. Естественно, это частные проекты и ценник соответствующий, что вполне объяснимо. Организовать частную школу — дело недешевое.
Напомню, что в 2018 году редакция Office Life делала небольшой обзор новых, только что стартовавших частных школ. Вот что выяснилось по поводу самой нашумевшей школы STEAM, о которой больше всего писали СМИ.
В отделе образования Центрального района (на его территории она работает) ничего не знают об этой школе. Ее нет в списке частных школ. Быть может, еще не обновилась информация? Но школа работает уже с осени 2018-го. По идее, должна быть информация.
Метод «тайный покупатель» позволил узнать у сотрудницы школы, что проект еще не аттестован в Национальном институте образования. Это означает, что школа не может выдавать аттестаты. Вроде бы тут нет криминала. Ведь пока там только пятые классы, а со следующего года будут еще и шестые. Аттестат выдается только по итогам девятого.
Школа, по словам сотрудницы, будет подаваться на аттестацию в ближайшем будущем. Пока же дети, по сути, к этой школе прикрепиться не могут.
То есть они там по факту учатся, а числиться должны в другом учреждении образования. Для этого надо оформить так называемый индивидуальный план. То есть можно не ходить в школу, где оформлен. Учиться своими силами. Сотрудница заверила, что такой план оформить обязаны по заявлению родителей. Хотя это не так. Индивидуальный план оформляется на усмотрение школьной администрации. Законодательство не предусматривает выдачу плана по вашему требованию. Если потенциальному клиенту говорят обратное — это уже тревожный звоночек. Тем более что консультант в разговоре путает индивидуальный план и домашнее образование. По закону это разные формы.
Дальше — больше. Рассказали, что можно оформить индивидуальный план у партнеров STEAM — другой частной школы. И даже можно туда не ходить на сдачу контрольных срезов. Написал контрольные в STEAM, а потом за тебя все передадут партнерам.
Получается, дети учатся в одной школе, прикреплены к другой. Ценник в этой другой нормальный — 980 рублей в месяц. Это примерно 450 долларов, что в среднем соответствует предложению на рынке в Минске.
Интересная схема. Даже и непонятно, как на нее сразу реагировать. Возможно, чтобы не было таких многоходовок, регуляторам следует упростить правила. Но это очень сложный вопрос. Как тогда оценивать качество услуг? Не начнут ли открывать школы все подряд?
В нашем случае возникают сомнения, можно ли называть школой одновременно ту частную компанию, которая выполнила 100 500 требований госорганов и получила аттестацию, и того ее конкурента, который эти условия пока еще не выполнил. И почему другие частники согласны оформлять к себе на индивидуальный план, по сути, чужих учеников? Наверное, есть какие-то финансовые отношения?
Полная прозрачность повысила бы степень ясности и доверия со стороны потенциальных клиентов. Хотя член попечительского совета STEAM Валентина Чекан написала о схеме с прикреплением к другой школе в «Фейсбуке»…

Возможно, в будущем от STEAM будет какая-то реакция. А пока это похоже на некую хакерскую схему. Схема высшего уровня. Без применения компьютера. Хорошо это или плохо? Я не верю в сказки про рынок, который все сам отрегулирует. Честная конкуренция — это работа по одним правилам. Неплохо, если появится особый бизнес-союз образовательного бизнеса, который будет помогать государству такие правила устанавливать.
Фото: contestingwiki.com