Не дешево и не сразу, но все будет. Почему мы все пересядем на китайские машины
Обратная сторона китайской экспансии
Сразу стоит отметить, что на все вышесказанное можно посмотреть и с другой стороны.
Например, даже в рамках ограниченного доступа к статистике продаж видно, что доминирование Geely на рынке — это не следствие резкого всплеска интереса к продукции бренда, а катастрофическое падение всех остальных.
62% от 452 единиц проданных новых авто — это порядка 280 автомобилей Geely. Тогда как за 2021 год удалось реализовать 7 442 новых авто этой марки, то есть в среднем за месяц продавались 620 автомобилей Geely.
Haval за 2021 год продал 346 машин, Chery — 139, Zotye — 19, Changan — 3. То есть все китайские бренды еще год назад продавали больше, чем сейчас, но занимали 17% от объема рынка в 46 837 единиц.
За первые 6 месяцев Geely купили 1 718 раз, это 14% от общего объема продаж (11 905 авто). А вот уже в отдельно взятом июне мы видим, что 451 проданный Geely (результат, сопоставимый с октябрьскими продажами) — это 35% от 1 298 проданных новых авто.
Неудивительно, что и поиск новых партнеров идет не так быстро, как того хотелось бы белорусской стороне.
Почему китайский тигр крадется?
— Любой пустой рынок интересен китайцам, и они не упустят возможность его занять, — считает автоблогер, инструктор по вождению Мария Вашкевич. — Другое дело, что в нынешней ситуации, когда проблема с дефицитом полупроводников никуда не делась, а емкость нашего рынка относительно небольшая, Беларусь, очевидно, не входит в список приоритетных направлений.
Второй немаловажный момент: китайцы, принимая решение о вхождении на белорусский (как, впрочем, и российский) рынок, оценивают риски. Китайская автомобильная промышленность глубоко интегрирована в мировой бизнес. Например, крупнейший в своем сегменте завод в Нинбо обслуживает заказы от Porsche, Audi, BMW, General Motors, Mercedes, Volvo и многих других известных брендов. Продукция идет как на внутренний, так и внешний рынки: в США, Канаду, Германию, Швецию, Францию. Не исключено, что раздражать западных партнеров китайские производители не захотят.
В-третьих, чисто организационные вопросы, которые за несколько месяцев решить невозможно: логистика, сертификация автомобилей, создание сети продавцов, поставки запчастей.
Наконец, чистые импортеры китайских брендов при входе на наш рынок даже в условиях острого дефицита новых автомобилей столкнутся с конкуренцией местного производства, которое поддерживает государство. Стоит отметить, что в случае с JAC этот момент удалось преодолеть: на автомобили этой марки действуют кредитные программы со ставкой 0,01%.
Дешево не будет
В совокупности это значит, что китайские бренды будут приходить на белорусский рынок, но очень аккуратно и постепенно.
Какие модели ждать в будущем? Определенные предположения можно выдвинуть, посмотрев на китайские новинки в России.
По мнению авторов издания 74.ru, дешевых автомобилей среди китайских новинок на российском рынке нет и не будет. Китайские партнеры предпочитают не конкурировать с Lada Granta, создавая ненужное напряжение. Хотя возможности у китайского автопрома для этого, безусловно, есть.
К примеру, популярный в Китае Wuling Hongguang S, семиместный микроавтобус длиной 4,4 метра, по концепции близкий к Lada Largus, стоит в среднем 50 тыс. юаней, или 450 тыс. российских рублей (17 тыс. белорусских). Даже при увеличении цены вдвое такой автомобиль стал бы интересной альтернативой продукции АвтоВАЗа.
На данный момент китайским производителям интереснее выводить на рынок кроссоверы средней и выше средней ценовой категории: и ниши после ухода «европейцев» и «американцев» свободны, и маржинальность выше.
Так, в октябре в России начались продажи модели Chery Omoda C5. Под капотом переднеприводного кроссовера стоит турбированный 1,5-литровый мотор мощностью 147 л.с., который работает в паре с вариатором. Стоит Omoda C5 от 2,4 до 2,7 млн российских рублей (96-108 тыс. белорусских). Вслед за этой моделью Chery планирует выпустить целую линейку автомобилей, адресованных молодежной аудитории.
JAC привезет свои кроссоверы JS4 и JS6 (они же S4 и S6) — новинки ожидаются и у нас.
Презентация JAC JS4 уже состоялась в Казахстане, на заводе-производителе кроссовер выпускается с двумя силовыми установками в четырех комплектациях.
Changan летом представил кроссовер Uni-K, на осень запланирована презентация CS55 Plus второго поколения.
У Uni-K 2-литровый турбомотор на 226 л.с. в связке с 8-диапазонным «автоматом», возможен полный привод. Цены стартуют от 3 млн российских рублей (120 тыс. белорусских).
CS55 Plus оснащается 1,5-литровым мотором мощностью 181 л.с. и роботом. Привод передний. Цена порядка 2,8 млн российских рублей (112 тыс. белорусских).
Great Wall, владеющий маркой Haval, в начале следующего года начнет продавать в России кроссоверы под брендом Tank — Tank 300 и Tank 500. Автомобили в пресс-релизе названы бизнес-внедорожниками. Tank 500 потенциально станет конкурентом Toyota Land Cruiser. Цены не названы, но низкими они точно не будут.
Совсем недавно на российском рынке появилась новая китайская марка — Hongqi. В переводе с китайского это название означает «Красное знамя». Бренд, входящий в концерн FAW, ранее выпускал автомобили исключительно для политической элиты КНР, однако недавно стал производить «гражданские» машины для свободной продажи.
Речь идет о мощном электрическом кроссовере E-HS9, который позиционирует себя как конкурента BMW X7 или Mercedes GLS. Пока китайские дилеры Hongqi открыли только прием заказов и объявили диапазон цен — от $80 тыс. до $110 тыс.
Ожидается, что вскоре в российские шоурумы приедут и другие модели от Hongqi — H5, H7 и H9 с традиционными ДВС.
Перспективы российского рынка как повод задуматься белорусам
Роман отмечает, что новых китайских игроков на российский рынок пришло немало. Наиболее интересные — это электрокары марки Evolute, Skywell. В следующем году ожидается появление брендов Tank от Great Wall и Hongqi:
В любом случае все это не дешевые автомобили, поэтому спрос на них, скорее всего, будет умеренный, и вряд ли кто-то из них в ближайшее время сможет конкурировать с Geely, Chery и Haval. Шансы на занятие своего сегмента у новых компаний могут увеличиться лишь в случае, если какой-то из брендов привезет что-то по более сходной цене — на уровне Coolray или Jolion.
— В целом же в ближайшее время мы вряд ли все пересядем на «китайцев». Поклонники «традиционных» брендов — Audi, BMW, Toyota — по-прежнему будут искать возможность покупать желаемые автомобили, хотя часть автомобилистов со временем и сделает выбор в пользу китайского автопрома, — говорит журналист.
Спрос никуда не денется
Самыми заинтересованными в продукции китайского автопрома выглядят службы каршеринга и такси: автопарки таких компаний нуждаются в регулярном обновлении и обслуживании. Причем стоимость автомобиля не должна быть заоблачной. Уже известно о крупной партии седанов JAC, проданной в российский парк «Яндекс Go», а планы закупок российских каршерингов исчисляются тысячами. Можно предположить, что «паровозом» ситуация повторится и у нас.
Но и обычные водители сегодня выбирают китайские автомобили и при этом не жалеют об этом.
Едва ли не самым частым ответом оказался: «Нас очень хорошо встретили в автоцентре». То есть качество обслуживания напрямую влияет на конечный выбор. Второе, что называли дамы, — в таком автомобиле им комфортно с точки зрения посадки за рулем. В силу того что китайцы в большинстве своем невысокие люди, автомобили они делают, чтобы водителям с низким ростом было в нем комфортно. А ведь это большая проблема, когда ты не можешь дотянуться до педали! Нашим девушкам не приходится выдвигать или поднимать сиденье до предела, с трудом искать удобное положение руля. Вдобавок китайцы не экономят на длине сидушки, на материалах, на пакете опций, как это часто можно встретить у именитых, но локализованных под наш регион брендов. С эргономикой у «китайцев» все очень хорошо.
Мария уверена, что способности автомобиля в экстремальных условиях — самое меньшее, что интересует сегодняшнего покупателя. На второй план даже уходит надежность — точнее, надежность в понимании долговечности, как это было важно в 90-е.
— Сегодняшний автомобилист — это автопользователь. У него абсолютно потребительское отношение к машине. Как к гаджету. Купил, попользовался, через три года пересел на новый. Никто не собирается доживать свой век с одним-единственным автомобилем. И никто не собирается делать на нем диагональное вывешивание, наваливать боком или выполнять полицейский разворот. Ну а что касается «китайцев», так мы на них уже пересели. Вспомните, как раскупили первую партию Coolray: без особых кредитных программ, без тест-драйвов, все машины разошлись за считаные дни. Так что белорусы уже берут китайское.