В чем конфликт
В конце марта Альфа-Банк получил уведомление от большинства брокеров из Великобритании и стран ЕС, что инвестиционные счета доверительного управляющего заморожены. Причиной стали санкции. Были приостановлены операции по инвестиционным счетам доверительного управления, а покупка и продажа ценных бумаг стали невозможными.
Банк заверяет, что предпринимает все меры, чтобы восстановить работу, но в сложившейся ситуации многое зависит не от него.
Подвижки действительно есть. В начале июня Альфа-Банк возобновил доступ клиентов на Московскую биржу, где вернулась возможность совершать любые операции с активами в основном режиме торгов вместе с резидентами России. А на днях банк порадовал клиентов первой победой на рынке доверительного управления: эстонский брокер «Кит Финанс Европа» разблокировал инвестиционный счет белорусского Альфа-Банка по решению органа финансово-банковского надзора Эстонии. Но по указанию другого эстонского регулятора он вынужден до 6 июля добровольно отказаться от лицензии на брокерскую деятельность, что сделает невозможным совершать операции с ценными бумагами. Теперь перед Альфа-Банком стоит новый вызов: продать эти активы и вывести деньги до 6 июля. В противном случае брокер продаст их самостоятельно по текущей стоимости. Но и тут есть нюанс: некоторые клиенты категорически против продажи принадлежащих им ценных бумаг, поэтому Альфа-Банк обсуждает с брокером возможность вывести и получить именно ценные бумаги — без их продажи.
Доступ к другим европейским и американским биржам по-прежнему заблокирован. Сейчас в банке уверяют, что продолжают работать над разблокировкой счетов, а также изучают другие возможности по выводу активов, в том числе на счет банка у другого брокера, на счета клиентов у другого брокера и с одновременной «передачей» клиентов другим белорусским банкам с лицензией на доверительное управление.
Открытый суд
Первое предварительное слушание, казалось, так и не начнется. Сначала у суда возникли вопросы к тому, как оформлены документы от адвоката истцов. Следом представители Альфа-Банка попросили сделать заседание закрытым, но в ходатайстве им отказали.
Главный аргумент банка — во время судебного заседания будет раскрыта его коммерческая тайна, в том числе сведения о брокерах. В Альфа-Банке уверяют: с брокерами есть соответствующие соглашения. Кроме того, представители банка посчитали, что не стоит для всеобщего обозрения раскрывать составы активов доверителей, при этом ссылаются на общие условия генерального соглашения.
В Альфа-Банке настаивали: существует чат участников доверительного управления, в итоге на суде присутствуют те, кто еще не подавал иски. Банк опасается, мол, такая огласка может привести к тому, что захлебнутся переговоры с брокерами. А в случае массовых обращений к брокерам последние и вовсе могут оборвать любое общение с банком.
На суде действительно вместо девяти истцов, о которых было известно накануне, оказалось вдвое больше слушателей. За некоторых пришли родственники, так как сами истцы не в Беларуси. Но немало в зале заседаний и тех, кто решил послушать, какой поворот будет у истории. Некоторые из них тоже планируют подать исковое заявление.
Суд в итоге не закрыли: судья пришел к выводу, что сведения, которые раскрывают во время суда, — это банковская тайна, что не может быть поводом закрывать слушание. Не удовлетворили и просьбу банка передать спор в Экономический суд.
Цена вопроса
Иск подали девять клиентов доверительного управления. Через суд они рассчитывают взыскать от $7 тыс. до $27 тыс. — у каждого указана разная сумма.
Адвокат истцов Олег Стречень делает упор на то, что каждая из сторон имела право отказаться от договора, в том числе по Гражданскому кодексу, и истцы уже пытались это сделать. Со временем условия были изменены банком в одностороннем порядке, уверяет пострадавшая сторона. В придачу в течение 10 дней после обращения в банк решить вопрос не удалось: либо ответ вообще не пришел, либо банк ссылается на санкции. В итоге истцы пришли к выводу, что имеют право считать соглашение с банком расторгнутым.
При расчете цены иска учитывали стоимость активов на 10-й день после обращения в банк о расторжении договора, так как истцы рассчитывали, что к этому моменту их активы все же будут проданы. По условиям договора деньги банк должен вернуть как раз после продажи активов. Аргументы банка о невозможности их продать клиенты считают необоснованными.
Впрочем, у некоторых истцов ситуация еще более запутанная: в доверительном управлении нет акций, а только свободные денежные средства, которые тоже оказались заблокированы.
При этом, подчеркивает один из истцов, опыт работы с брокерами показывает, что иностранные брокеры предупреждают о блокировках заранее, чтобы клиенты все же могли вывести свои средства. Но в данной ситуации о блокировке средств узнали уже по факту. Кроме того, настаивают истцы, вся информация о блокировке к ним поступает только со слов банка, а документов, которые это подтверждают, нет.
К слову, среди истцов оказался и тот, кому удалось вернуть часть средств: указанные в иске 600 тыс. российских рублей уже разблокированы на Московской бирже. Но у клиента по-прежнему нет доступа к вложениям в долларах.
Позиция банка
Юристы банка также высказали на суде свою позицию: деньги, которые оказались в доверительном управлении, не находятся в собственности Альфа-Банка. Более того, банк действует строго по приказу клиентов.
Но пока активы не реализованы и не поступили от брокера банку, он не может вернуть деньги клиентам. Получить средства смогли лишь те, чьи деньги банк не успел перевести брокерам. Что касается замороженных средств, банк рассчитывает разморозить активы и вернуть их клиентам. Ситуация непростая: банк официально не под санкциями и пытается это доказать, но многие брокеры считают по-другому и отказываются работать с белорусским Альфа-Банком.
Оснований возместить потери клиентов за счет собственных средств в банке не видят. Кроме того, он не согласен с оценкой стоимости активов, так как она постоянно меняется, причем данные у банка и истца расходятся. По мнению его представителей, говорить о реальной сумме можно лишь после того, как активы будут проданы. Но в данный момент продать их невозможно по независящим от банка обстоятельствам, так как брокеры аргументируют отказ санкциями. По заверению банка, он делает все возможное, чтобы ситуацию разрешить.
***
Суд продолжится 5 июля. От юристов банка суд ждет подробностей о том, как выстроены цепочки платежей между клиентами доверительного управления и брокерами. Альфа-Банку также предстоит доказать, что брокеры отказываются работать с ним, и предоставить информацию по активам истцов.
К слову, в этот же день суд назначен по иску еще одной группы клиентов доверительного управления. Там через суд четыре истца рассчитывают вернуть суммы от $40 тыс.