— Мой муж уехал в рейс 21 февраля. Начало войны застало его в Чернигове, — говорит Ирина из Гомеля. Во время разговора она все время плачет. — Там он с еще несколькими коллегами находится до сих пор. У них нет ни воды, ни еды, ни света, в городе постоянные военные действия, все прячутся по подвалам. Связь с ним есть где-то раз в полутора суток, он умудряется позвонить на пару минут, сказать главное — что жив и здоров. Что будет дальше и когда он сможет вернуться домой — я не знаю. Со мной постоянно на связи компания-перевозчик, в которой работает муж. Я знаю, что они переживают, делают, что могут, — но что они сейчас могут сделать-то?
По словам Ирины, где находится фура с грузом, неизвестно: «Ее забрали».
Проблемой оказавшихся в Украине дальнобойщиков с первых дней военных действий занимались представители белорусской Ассоциации грузоперевозчиков «Регион 8». Здесь создали специальный штаб: собирали данные о водителях и их перемещениях в Украине, успокаивали и поддерживали родственников в Беларуси, формировали списки нуждающихся в эвакуации для госорганов.
— На начало военных действий, по нашим данным, там было около 280 белорусских водителей. Больше половины уже смогли выехать, кто-то вернулся домой, в том числе через Польшу. Двое — 34-х и 38-летний мужчины, — насколько нам известно, погибли после авиаудара по украинскому городу Коростень, — говорят в ассоциации. — Остались более 100 человек: они разбросаны по стране — Харьков, Одесса, Ковель, Николаев, Чернигов, Киев, Черновцы, Днепр, приграничные КПП… Кто-то уже без машины, кто-то еще живет в фуре, кто-то стоит с грузом, кто-то — пустой. С белорусской стороны предпринимается очень много усилий, чтобы наши водители скорее вернулись домой.
О том, что судьба дальнобойщиков, застрявших в стране, где сейчас идут активные военные действия, очень волнует белорусские власти, накануне в Заслоново говорил глава Администрации Президента Игорь Сергеенко:
«Самая больная тема, которая цепляет, — это судьбы наших дальнобойщиков, водителей, которые пытаются покинуть территорию Украины. Буквально вчера в нашу страну вернулись 13 водителей. Конечно, без машин. Их встречали семьи».
Долгая дорога домой: сколько времени занимает выбраться из Украины
Чуть более недели назад в Беларусь вернулись два водителя гомельского перевозчика «Итера». Александр и Владимир выехали в Украину, рассказывает руководитель компании Алексей, «в ночь начала войны»: поздно вечером 23-го прошли белорусскую границу, к моменту начала военных действий были в Киеве.
— До утра понедельника, 28 февраля, они стояли с машинами на территории транспортной базы. Утром 28-го, когда в Киеве сняли комендантский час, смогли растаможиться. Потом стали искать варианты выехать из города.
Водителям помогли выбраться волонтеры: мужчины попали на один из автобусных эвакуационных рейсов, доехали до Западной Украины, перешли польскую границу — и уже из Польши добирались обратно в Беларусь. Путь занял больше недели — дома Александр и Владимир были лишь к 8 марта.
— Слава богу, что мои водители живы и здоровы. Пусть скорее возвращаются все остальные дальнобойщики. Дальше же мне придется как-то решать вопросы с имуществом: в Киеве остались две фуры, купленные в кредит, и я совершенно не представляю, найду ли я их когда-нибудь и в каком состоянии. Сейчас я даже не представляю, в какой из белорусских или украинских органов мне нужно будет обращаться за содействием после окончания военных действий. Но сейчас важнее люди.
— Работа по оказанию содействия в эвакуации граждан Беларуси осуществляется в круглосуточном режиме и будет проводиться до полного урегулирования сложившейся ситуации, — пообещал 16 марта замминистра транспорта и коммуникаций Сергей Дубина.
По его словам, решением проблемы занимаются МИД и Минтранс Беларуси, посольства Беларуси и Украины, представители белорусской диаспоры в Украине, а также ассоциации международных автомобильных перевозчиков.
Уже договорились о том, что белорусских водителей без машин будут беспрепятственно выпускать через автодорожные пункты пропуска Украины с Молдовой, Румынией, Венгрией и Польшей. Также, естественно, для них открыта украинско-белорусская граница — главное, чтобы люди смогли до нее добраться.