Поучиться, чтобы перезагрузиться
Два года назад ВОЗ включила эмоциональное выгорание в Международную классификацию болезней. Официально его описали как синдром, который возникает на работе в результате хронического стресса. Но далеко не каждая компания задумывается о самочувствии сотрудников. И уж тем более немногие уделяют внимание дополнительным мероприятиям.
Примерами спасения сотрудников пока что делятся преимущественно IT-компании, которые чаще всего решают не разруливать ситуацию самостоятельно, а позвать на помощь специалистов. Так, на онлайновые и офлайновые встречи с офисными работниками стали захаживать психологи, которые помогают справиться как со стрессами на рабочем месте, так и с тревожностью от новостей, в том числе по коронавирусу.
Второй по популярности подход — поставить сотрудника, к примеру разработчика в IT, на новый проект или дать ему возможность развиваться в новых технологиях. Во времена пандемии такие перетасовки приходились очень кстати, а у специалистов открывалось второе дыхание.
Анастасия Зайцева, PR lead минского офиса разработки BP Mobile, подтверждает, что чаще всего выгорание наступает именно у тех работников, чьи задачи с годами не меняются.
— В какой-то момент рост сотрудника как профессионала неизбежно замедляется, и тут наступает опасная ловушка: может начаться обесценивание, некий прообраз «синдрома самозванца». Так ли я важен компании? Нужен ли я? Что я еще могу получить или узнать?
Еще одним толчком к выгоранию может стать отсутствие обратной связи, поэтому для начала важно убедиться в том, что сотрудники получают ее в достаточном объеме.
А лучшим методом борьбы с выгоранием Анастасия называет получение новых смыслов и нового опыта, а также возможность посмотреть на свою работу под другим углом и применить свежие методики на практике:
— В этом плане очень помогает обучение по специальности либо по смежным областям. Это могут быть курсы, лекции, практикумы, где сотрудник сможет найти для себя ранее неизведанные зоны ответственности либо улучшение процессов и задач, которые он и так до этого выполнял. Конечно, перед обучением лучше отправить такого человека в достаточно продолжительный отпуск, чтобы семена знаний быстрее проросли в благодатной почве. На фоне общей подавленности вряд ли что-то усвоится.
Почему проблема выгорания в технологических компаниях обострилась на фоне глобальной пандемии? Наша собеседница объясняет: нахождение дома 24/7 не приносит нового опыта и впечатлений, и мозг не успевает перезагружаться и «подпитываться» энергией извне. К примеру, исследование Microsoft показало: 54% сотрудников заявили, что они перегружены работой, а 39% — истощены.
— Чтобы решить эту проблему, в Microsoft ввели дополнительные денежные бонусы, которые сотрудники могут потратить на любые приятные занятия. Но я не думаю, что это решит проблему кардинально, ведь зарплату в этой компании не назовешь недостаточной для возможных экстренных покупок. Другим путем пошел Google, где сотрудникам предложили дополнительные выходные, недели без совещаний и саббатикал, то есть длительный оплачиваемый отпуск. Но, на мой взгляд, если процессы или участок, за который отвечал сотрудник, не изменились за время его отсутствия, усталость может вернуться снова достаточно быстро.
Анастасия уверена: возможность обучения куда более эффективный инструмент и дополнительный стимул к вдохновению. Приобретение новых знаний и возможность применить их на практике дают сотруднику новые эмоции и толчок к активным действиям и новым вершинам.
Встретимся на виртуальной кухне
О другом подходе рассказала руководитель PR-службы IT-компании Oxagile Алина Никон.
— Мы поняли, что одна из причин выгорания в том, что люди не меняют свое окружение. Они постоянно находятся дома, нет никакой смены обстановки. Я сама с этим столкнулась, когда у нас был тотальный локдаун и никто не ходил в офис.
Сейчас часть сотрудников приходят в офис, но большинство работает в компании удаленно. Коллеги продолжают коммуникацию онлайн, но только по рабочим вопросам: технологии, кодирование, тестирование... А для общения на неформальные темы пространства и поводов все меньше.
В Oxagile решили: надо с этим что-то делать. Так появились онлайн-проекты, которые дают возможность общаться друг с другом на различные интересные темы.
— Мы назвали этот проект «Кухня», так как раньше в компании была традиция обсуждать волнующие темы и последние новости именно там. Кухня для нас была местом для знакомств и неформального общения. Поскольку сейчас эту возможность большая часть команды не имеет, мы решили восстановить ее в формате онлайн.
По словам Алины, виртуальные кухни проходят по четвергам после работы. На них собираются все желающие. В чате голосуют за темы встреч и обсуждают в итоге именно ту, которая набирает максимум голосов. На прошлой встрече, например, говорили об инвестициях. До этого обсуждали судьбу офлайн-мероприятий. В планах — темы путешествий, вакцинации, благотворительной деятельности.
— Ребята раскрепощаются, делятся своими историями и опытом, забывают на время про работу, заряжаются новыми идеями и мотивационными штуками. Например, на встречу по инвестированию пришли даже те, кто ничего не смыслит в теме. Но, послушав коллег, загорелись этим направлением.
В компании уверены, что лучший способ спастись от выгорания — переключиться на простое человеческое, но очень интересное общение. Так можно перенять опыт, зарядиться новой идеей. И эта дополнительная опция здесь пришлась кстати. На каждую из тем сейчас приходит по 10-15% сотрудников Oxagile, причем каждую неделю это разные люди. Так что в компании не исключают, что со временем эти встречи перерастут в клубы по интересам, где каждый будет поддерживать друг друга и в вопросах выгорания, и в новых стартах.
Фото: depositphotos.com