Чек вместо человека: как США спаслись от экономического краха после терактов 9/11
Что произошло?
Вспомним хронологию событий 11 сентября 2001 года. В США тогда произошли четыре «авиационных» теракта. Были захвачены четыре пассажирских самолета. На каждом борту — небольшая группа террористов. Общее их число — 19. Как выяснилось позже, все исполнители тщательно готовились. Некоторые из них прошли курсы пилотов.
Один из самолетов врезался в северную башню Всемирного торгового центра в Нью-Йорке около 8:46 по местному времени. Примерно через 15 минут во вторую башню врезался еще один пассажирский самолет. В 9:37 другой боинг врезался в здание Пентагона. С четвертым инцидентом все не так просто. Предполагается, что самолет хотели направить на важный объект в Вашингтоне. Скорее всего, целью был Белый дом. Но борт упал в Пенсильвании. Опять же, предполагается, что там пассажиры и экипаж боролись с террористами, пытаясь перехватить управление.
Естественно, больше всего пострадавших было в башнях-близнецах в Нью-Йорке. А что такое массовая гибель людей для США? Да, это траурные речи политиков и вытеснение на время других тем из эфира крупных медиа. Есть еще кое-что. Денежные компенсации. В Америке такая тема может стать лейтмотивом огромной судебной симфонии или даже оперного сериала.
Прецедентное право позволяет в таком случае разорить или государство, или авиакомпании. Ведь именно они были ответственны за 9/11, по мнению большинства. Что делает американская политическая элита? Вскоре после терактов в конгрессе принимают Air Transportation Safety and System Stabilization Act (примерный перевод — закон о безопасности в авиатранспорте и системной стабилизации). Этим документом, помимо прочего, был создан September 11th Victim Compensation Fund (Фонд компенсаций для жертв 11 сентября).
Зачем фонд?
Суть фонда в том, что надо уладить дело с родственниками каждого погибшего. Юристам предстояло оценить не что иное, как человеческую жизнь. Если вторая сторона соглашается с выплатой и подписывает документ, то она (ВАЖНО) обязуется не подавать в суд. Вот и всё. Государству и части бизнеса надо было просто грамотно откупиться. Вопрос деликатный. Задача сложная.
Поручили адвокату Кеннету Файнбергу. Он как раз специализировался на улаживании сложных споров, когда одна из сторон требует денежную компенсацию. На тот момент ему было за 50, и у Файнберга действительно был огромный опыт оценки, в том числе человеческих жизней.
Файнберг стал прототипом главного героя в фильме Worth. Картина совсем недавно вышла в свет на платформе Netflix. Дерзнем перевести название так: «Чего стоит жизнь?». Именно такой вопрос задает студентам-юристам в фильме альтер эго Файнберга. «В этом и состоит работа», — открывает он Америку будущим американским адвокатам.
Спецмастер
Вскоре и в кино, и в жизни Кеннета Файнберга назначают специальным мастером (special master). Это особая должность, которая не характерна для нашего современного континентального права. Чисто англо-саксонская «фишка».
Спецмастером может стать и госслужащий, и адвокат... В конкретном деле он выполняет конкретные задачи, порученные федеральным судом, а затем перед этим судом нужно отчитаться. И вот адвокату Кеннету поставили дедлайн — 22 декабря 2003 года. До этой даты надо было уболтать большинство родственников: взять с них подпись, что они согласны на такую-то сумму и не будут подавать иски, например, против авиакомпании или кого-то еще, кто может быть теоретически признан ответственным.
Сразу оговоримся, не стоит полностью доверять фильму Worth. Все-таки художественное произведение. Но в целом авторы правы. Примерно за два года адвокат со своей компанией смогли уговорить очень большое число людей. Если бы они этого не сделали, экономика США могла просто захлебнуться в исках.
По данным Департамента юстиции США на ноябрь 2003 года, около 90% семей договорились с фондом. Но все было не так гладко, и с долей художественного вымысла проблема показана в Worth.
Вождь повстанцев
Среди семей погибших ожидаемо появился грамотный вождь — Чарльз Вольф. У него был ряд претензий к фонду, и за ним пошли люди. В Сети до сих пор есть его блог с довольно архаичным дизайном. Правда, он застыл на 2003 годе. Сначала Вольф выдвинул лозунг Fix The Fund! — «Почините (исправьте) фонд!».
К примеру, он говорил, что правила фонда не учли таких людей, которые серьезно подорвали здоровье из-за облаков пыли и дыма во Всемирном торговом центре. Были и другие замечания, которые останавливали многих. Люди не шли на сделку. К счастью, Вольфа удалось уговорить. Был найден компромисс, и в его блоге появилась статья The Fund is Fixed! («Фонд починили!»).
Сколько?
Суммы компенсаций были разные. Средний размер — $1,7 млн. Для каждого случая он колебался от $250 тыс. до $6,9 млн на семью. Выжившая часть пострадавших получила от $500 до $7,9 млн. Пострадавшие были разные. Кто-то отделался легким испугом, а у других — более чем серьезный ущерб здоровью.
Как Файнберг высчитывал суммы? Там была целая теория. Основной принцип у него такой: 85% всех денег фонда не должно попасть в руки 15% наиболее богатых заявителей.
Адвокат и его компания настолько преуспели в калькуляциях, что после кейса 9/11 его неоднократно привлекали для работы в различных фондах выплат пострадавшим от чего-либо. Но такой масштабной работы, как в September 11th Victim Compensation Fund, у него не было. Здесь мы могли бы поставить точку или пафосное многоточие. Но ставим запятую.
В 2019 году Дональд Трамп подписал документ, который возобновил работу фонда. Теперь там могут получить компенсации не только те, кто был на местах трагедий в момент терактов, но даже бывшие ученики школ в районе Всемирного торгового центра (ВТЦ), волонтеры, работавшие на расчистке завалов, жители домов вблизи ВТЦ и т.д.
Более того, фонд возобновляли и до Трампа, в 2011 году. С того времени до второго рестарта около 22,4 тыс. человек в сумме получили $5,2 млрд. А изначальный бюджет, который давали Файнбергу, в том числе на административные расходы, — почти $7,4 млрд. Каков будет окончательный счет, покажет время.