Правило VELO: снижать риски для себя и общества
— Что вы, как специалист, думаете о никотиносодержащих продуктах без горения? Какие преимущества они дают?
— От новых продуктов у меня, как у медика, два ожидания. Первое связано с возможностью снизить вред для здоровья пациентов от табака. Зависимость от табака наиболее вредная с медицинской точки зрения. От курительного табака вреда намного больше, чем от алкоголя и наркотиков вместе взятых. С точки зрения общественного здоровья табак наибольший убийца во всех развитых и неразвитых странах. В год в Беларуси курение табака убивает около 15 тыс. человек. Поэтому любой продукт и концепция, которые могут что-то изменить в ситуации с этой сверхсмертностью от последствий курения, медиками будет поддерживаться.
Второе мое ожидание связано с тем, что в основе зависимости лежат не табачный дым и смолы, а никотин. Убирая смолы, тяжелые металлы, канцерогены и другие вредные вещества и предлагая человеку с зависимостью возможность чего-то нового с никотином, мы можем прогнозировать осознанный выбор в пользу менее вредного продукта. Это более эффективный метод, чем призывы и запреты курения, которые приводят к тому, что количество курильщиков снижается лишь на 1% в год. С точки зрения здравоохранения и статистики это очень мало и практически не заметно. Новые же продукты приводят к существенному снижению риска для здоровья. При том что, конечно, нет доказательств того, что они лечат от табакокурения.
Никотин — хорошо известный продукт. Кстати, капля никотина (это 50 мг примерно) лошадь никогда не убивала и не убьет. Никотин, как токсический продукт, имеет свои пороги, но в фабричных продуктах он содержится в безопасных для потребителей количествах.
Я за регулирование количества никотина в продуктах. Началось все с электронных сигарет, где количество никотина могло быть достаточно высоким. Также есть много нефабричных никотиносодержащих продуктов — жвачек, смесей и так далее, где сложно понять, сколько никотина. Так быть не должно. Необходимо проводить оценку качества продукта и количества содержания никотина в нем. Все продукты, которые не соответствуют стандартам, с рынка должны убираться. И к такой продукции не должно быть доступа у детей.
— Что вы можете сказать о вреде для окружающих при использовании новых никотиносодержащих продуктов, каков он?
— Вторичное курение — еще большая проблема, чем персональное курение. В Беларуси, по данным статистики, курят 54,4% мужчин. В активном возрасте 30-39 лет ситуация еще хуже — курят 64,8% мужчин и 14,9% женщин.
Вокруг курильщиков находятся все остальные люди, в том числе дети. И курильщики создают проблемы другим, не только запуская дым, который вдыхают окружающие. Они «запускают» в общество образ курильщика, дети все это видят, и у них формируется понимание, что если человек курит, то это нормально. Каждый курильщик — это ходячая реклама табака для детей и подростков. Несовершеннолетние смотрят на них и мечтают стать взрослыми и наконец-то покурить без утайки.
А вот никотиносодержащие продукты, особенно паучи, не видны окружающим. Курильщик, где бы ни курил, всегда будет заметен по дыму и запаху. А новые продукты позволяют потребителям находиться везде, где можно только себе представить, и не выделяться: хоть дома, хоть на работе, хоть в самолете, хоть в поезде, в ресторане, театре — везде. Ты можешь даже на посту где-то стоять, быть диспетчером, например, и тебе не нужно отлучаться в среднем тридцать раз в день и выпускать из виду важные для контроля приборы. В среднем у заядлого курильщика в день тридцать перекуров. Значительная часть жизни такого человека приходится на курение — от полутора до трех часов в день. И если это часть суточного дежурства, то это очень серьезно. Это тоже вторичный эффект курения. С новыми продуктами никуда выходить не надо.
Ну а если говорить о вреде дыма, то особенно от пассивного курения страдают дети, а также люди с хроническими заболеваниями сердца, легочной системы, сосудов.
ВАЛЕРИЯ, молодая мама, бизнес-леди:
— У меня очень насыщенный ритм, но при этом я много времени нахожусь со своим ребенком. Мы много гуляем, посещаем детские мероприятия, спектакли, кружки. Совершенно очевидно, что запах сигарет и тем более дым просто недопустимы. Мы все очень страдаем от пассивного курения, и, даже несмотря на запреты, так или иначе ты попадаешь в места, где курят. Но, конечно же, мы максимально стараемся оградить от этого своих детей. VELO выручает и в тех случаях, когда идешь на бизнес-встречу, где сигаретный запах однозначно может испортить впечатление. Ну и в целом VELO незаметны при использовании, можно употреблять их в любом месте тогда, когда это необходимо. Еще важно отметить, что сами паучи — белые и не окрашивают зубы, а для меня очень важно, чтобы улыбка оставалась белоснежной.
— Есть результаты исследования, опубликованного в июне этого года в Лондоне, согласно которому никотиновые пэки (или паучи) имеют профиль токсичности, аналогичный никотинозаместительной терапии. Как вы прокомментируете это?
— Думаю, что сравнивают не лечебный эффект, а уровень вреда. Любой продукт из табака должен рассматриваться через призму вреда для персонального и общественного здоровья. Сам по себе никотин хоть и токсичный продукт, но с этим его свойством связана мизерная часть вреда от курения. Химически произведенный никотин в лекарственных средствах производится под контролем фармкомпаний, и там вообще нет никаких примесей.
В исследовании, о котором вы говорите, как я понимаю, речь идет об урегулированном потреблении, там есть четкая доза, и она не может быть больше. Невозможно из пауча 20 мг принять сразу 20 мг, так как процесс абсорбции идет постепенно. При курении хочется новую сигарету где-то через 30 минут, потому что быстро затянулся, выкурил, через дым и легкие все это поступает в кровь и мозг, затем также стремительно разрушается и выводится. Это пикообразное потребление, такие качели. Курильщик все время раскачивается на них от момента наименьшего количества никотина в организме до максимального. И перепад очень большой.
При потреблении пауча период его использования растягивается на 30 минут, и новый уже захочется через больший промежуток времени. Потому что происходит снижение разовой дозы и растягивается этап потребления, ситуация стабилизируется, человека не тянет переживать пики. Это так называемый «бонус стабильности» пероральных никотиносодержащих средств.
— Как вы считаете, гипотетически возможно ли когда-либо избавление человечества от табакокурения и никотиновой зависимости? Легко ли избавиться?
— Здесь есть важный биологический аспект. В организме человека есть мозговые рецепторы к никотину. И они нам даны природой, а не Колумбом, который привез табак из Америки в Европу, как считается. И эти рецепторы выполняют определенные биологические функции. В организме каждого человека вырабатываются вещества, похожие на никотин. Они служат для регулирования важных мозговых процессов. Помогают, например, противостоять развитию болезни Альцгеймера. Никотин ни в коей мере не средство профилактики этой болезни, но в развитии мозга он важен, и эта находка никотина в растениях для человечества также была важной. В организме человека есть рецепторы к никотину, к компонентам конопли, к компонентам опия. А вот, кстати, к алкоголю рецепторов у нас нет. К алкоголю организм человека природно не приспособлен, нет у нас места, куда молекулы алкоголя должны прикрепляться. Можно предположить, что со всеми растительными продуктами, к компонентам которых есть рецепторы, наши далекие предки познакомились задолго до открытия Америки, может быть, миллионы или сотни тысяч лет назад. С алкоголем, видимо, познакомились исторически совсем недавно.
Исходя из того, что потребность в никотине у нас в мозгах где-то встроена, вероятность избавления от такой зависимости крайне низка. Табак — не единственное никотиносодержащее растение, кстати. Есть и другие, которые содержат никотиноподобные вещества. Например, мы используем в терапии препарат с веществом, которое не похоже на никотин химически, но обладает ровно таким же действием, как никотин, только без развития зависимости. Мы его используем, чтобы человек отвыкал от никотина. И это вещество также растительного происхождения. В общем, если природой созданы эти рецепторы в организме человека, в том числе в мозге, то человек будет искать, чем их насытить.
ИГОРЬ, диджей, музыкант, продюсер, сооснователь арт-платформы MODUL
— Я не так давно начал использовать VELO. Это удобно, когда ты создаешь музыку или выступаешь. Нет необходимости выходить, отрываться от творческого процесса. Паучи — удобный формат на вечеринках для тех, кто курит. Нет дыма и неприятного запаха: ты спокойно общаешься, слушаешь музыку. Не нужно беспокоиться о неприятном запахе, когда вернулся с перекура, не доставляешь дискомфорта людям, которые находятся вокруг тебя.
— Журналисты любят оценочные суждения. А можете ли вы утверждать, что паучи лучше сигарет?
— Сигареты — самый худший вариант для общественного здоровья. Можно предположить, что все, что не сигареты, — это лучше. Сейчас есть много всего: испарители, нагреватели табачных стиков без горения, паучи, пластыри и т.д. С этой точки зрения все, что не горит, лучше для общества. И для персонального здоровья никотиносодержащие продукты, потребление которых не связано с процессом горения, для взрослых также лучше, чем традиционное курение. Здесь лишь опасность какая? Проглотить, например, всю пачку паучей. Но сложно представить, что взрослый человек в здравом уме на такое способен. И тут еще такой момент. Все курящие люди усиливают потребление сигарет в сочетании с потреблением алкоголя. Пьющие хотят закурить. Относительно паучей у меня еще не сложилась полная картина потребления в разных ситуациях, но есть ощущение, что при переходе на них люди начинают меньше курить даже при употреблении алкоголя.
— Насколько исследованы паучи?
— Исторически табачные продукты перорального потребления известны и исследованы давно. Табак курили, нюхали, жевали, в Азии табак смешивали с высокотоксичными компонентами и делали жевательный продукт — насвай, в Скандинавии делали снюсы, неразрешенный в Беларуси продукт. Но, повторюсь, исторически это все известно, и это все с табаком. А вот паучи интересны тем, что в них вообще нет табака, это очень важное отличие. Вредность табачных изделий заключается не только в горении или другом способе потребления, но и в самом табаке, в котором присутствуют вредные вещества. Отсутствие табака как минимум убирает факторы, которые могут вызывать онкологические, кардио и сосудистые заболевания. Это мини-бонус паучей. Это не делает их менее безопасными с точки зрения противопоказаний для детей или людей с заболеваниями, а также с точки зрения формирования никотиновой зависимости. Но это безусловный плюс продуктов без табака.
— Мой стаж курения — 40 лет. Немало. Но уже больше года, как я перешел на VELO. Почему? Я начал искать более безопасные способы потребления никотина, чтобы отказаться от традиционного курения. Ведь канцерогены и смолы, которые попадают в организм вместе с дымом, наносят очень сильный удар по здоровью, и в частности по легким. В целом я слежу за тем, какие новые продукты появляются, и VELO для меня — отличная альтернатива сигаретам. Могу сказать точно, что дыхание стало легче и пропал сильный кашель, который беспокоил меня много лет подряд. Кроме того, чувствую себя комфортнее психологически: жену всегда раздражали запах и дым, теперь эти моменты просто исключены из нашей жизни. Очень важно, что ты заботишься не только о снижении рисков для себя, но и с уважением относишься к окружающим тебя людям. Никому не нравится, когда рядом находится кто-то, от кого пахнет сигаретным дымом. Тем более когда человек становится заложником и вынужден быть пассивным курильщиком.
— Правда ли, что резко бросать вредно?
— Если у человека сильная зависимость от никотина, то резкое прекращение приема никотина вызовет абстинентный синдром. Это когда нервничаешь, плохо спишь, хочешь съесть лишнего. Для многих курильщиков этот физический дискомфорт невыносим. Заядлые курильщики начинают день с сигареты, а не с кофе или чистки зубов. Они просыпаются и сразу идут курить, чтобы «включить» мозг. Если человек выкуривает сигарету в течение первых пяти минут после пробуждения, это уже очень сильная степень физической зависимости. Если такой человек резко бросит курить, то сильный физический и психический дискомфорт вернет его, скорее всего, к курению. А это значительно ухудшает шансы на возможность отказа от курения в дальнейшем.
Но если утром человек перейдет на никотиносодержащий продукт, то уберет этот физический компонент «никотиновой ломки». В медицине есть много препаратов для никотинозамещающей терапии бросающих курить. В качестве временной альтернативы утоления «никотинового голода» такие люди могут перейти и на никотиносодержащие бестабачные продукты. Тогда уменьшение количества сигарет не будет сложным.
Если у человека больше психологическая зависимость, он покуривает иногда где-то за компанию, то ему резко бросить не проблема в любом случае. Поэтому посмотрите, когда вы выкуриваете первую сигарету. И исходя из этой информации решайте, как вы будете бросать курить!
Фото: Алексей Матюшков и из личного архива героев материала.Иностранное унитарное предприятие «Бритиш-Американ Тобакко Трейдинг Компани» УНП: 101169738