Бизнесмены и топ-менеджеры Беларуси под следствием: топ-5 уголовных дел
Сахар и деньги

Начнем с госсектора. «Сахарное дело» попало в заголовки почти всех медиа Беларуси в начале 2020 года. Обстоятельства поражали. Для задержания топ-менеджеров четырех сахарных заводов страны и других фигурантов даже разворачивали самолет. Было ясно, что органы взялись за тему серьезно. Представитель КГБ позже заявил, что задержанные построили устойчивую схему. Все по классике: фирмы-прокладки, махинации и ежемесячная обналичка желанной прибавки к зарплате. Такую картину показало публике следствие. Затем начались пандемия, выборы, протесты... В общем, «сахарное дело» не выдержало конкуренции с этими инфоповодами и пропало с радаров. Не так давно расследование закончилось.
Видимо, некоторые фигуранты пошли на сотрудничество. Например, еще в августе 2020 года после смягчения меры пресечения вышел из СИЗО бывший замначальника ГУБОПиК МВД Владимир Тихиня. По данным следствия, он обеспечивал «крышу». Наряду с ним основными обвиняемыми по делу стали Николай Прудник (экс-руководитель Слуцкого сахарорафинадного комбината), Михаил Криштапович (бывший директор Городейского сахарного комбината), Виктор Миронов (возглавлявший Жабинковский сахарный завод), Дмитрий Егоров (командовал сахарным предприятием в Скиделе). Ждем, когда начнется процесс в суде.
Владелец KYKY

Дело Василевича. Здесь информации меньше. Александр Василевич связан с такими проектами, как рекламное агентство Vondel, интернет-медиа KYKY и The Village (белорусская версия по франшизе), агентство Red Graphic. В первый раз Василевича задержали по «административке» в конце июля 2020 года. Тогда группа людей пришла в КГБ, чтобы подать ходатайство о смягчении меры пресечения и переводе из СИЗО Виктора Бабарико. Это было расценено как несанкционированная акция. Василевич получил 14 суток.
На свободе он пробыл относительно недолго. В конце августа Василевича снова задержали. Он стал фигурантом уголовного дела. В чем конкретно его обвинили, точно неизвестно. Но это как-то связано с финансами, а возможно, и с налогами. Потому как делом изначально занималась финансовая милиция Комитета госконтроля (ДФР). Срок содержания Василевича под стражей несколько раз продлевали. На данный момент — до 27 августа 2021 года. То есть получается, что под следствием бизнесмен пробудет год, если до названной даты дело не передадут в суд.
Гигант e-commerce

А вот новый кейс — дело 21vek.by. Задержаны владельцы компании «Триовист», которой принадлежит этот самый крупный промтоварный интернет-магазин Беларуси. Речь о Сергее Вайниловиче, Павле Матусевиче, Иване Плюгачеве. В чем именно их обвиняют, пока неизвестно. Есть лишь информация, что делом занимается КГБ.
Пока данных мало — и, как всегда, рождаются версии, гипотезы... Например, у журналиста Артема Горбацевича такое мнение: 21vek был связан с ЕБРР, а значит, органы пришли в офис как бы в ответ на санкции Запада. Однако связь с ЕБРР этого бизнеса сейчас можно описать иначе. «Триовист» — это одна из портфельных компаний фонда прямых инвестиций Zubr Capital Fund I. В свою очередь, фонд берет средства и у ЕБРР. Но есть в Беларуси и бизнесы с прямой долей ЕБРР. Это группа Servolux (производство мяса птицы и продуктов из него). Также существует сеть «Мила», которая привлекла деньги и от «Зубра», и от ЕБРР. Последний в итоге получил 20% в бизнесе. Но никаких новостей о визитах органов в офисы этих компаний нет. Посмотрим, что будет дальше.
И снова Чиж

Юрия Чижа этой весной в очередной раз задержали. Здесь суть дела тоже пока неизвестна. Может быть, предприниматель каким-то образом продолжал выводить из страны оставшиеся деньги, а может, что-то другое. В любом случае прошлое задержание проходило в несколько иных обстоятельствах. Тогда компания «Трайпл» еще была бизнес-империей, а не ее остатками, как сейчас. По ссылке есть небольшой обзор положения дел в группе Чижа. Посмотрим, какие обвинения в итоге выдвинут предпринимателю.
Бабарико

И наконец, дело Белгазпромбанка. Главный фигурант — Виктор Бабарико. Суть обвинений не связана с политикой, но появились они после того, как Бабарико, покинув пост топ-менеджера банка, решил баллотироваться в президенты. Несостоявшегося кандидата и его бывших коллег обвинили в основном в отмывании денег и во взятках. Кроме Виктора Бабарико, по делу, например, проходят Сергей Шабан, Александр Ильясюк, Кирилл Бадей, Дмитрий Кузьмич, Алексей Задойко и Сергей Добролет (все работали в руководстве Белгазпромбанка), а также учредитель ООО «Активлизинг» Виктор Кобяк.
В отличие от других обвиняемых, Бабарико не признал вину и считает, что он с коллегами действовал законно. Прокуратура с этим не согласна и требует посадить его на 15 лет. Другим грозит от трех до шести лет лишения свободы. Финал суда близок. Кстати, пока общественность ждет приговора, следствие вернуло в галерею «Арт-Беларусь» произведения искусства, ранее изъятые из коллекции Белгазпромбанка.