Латвийский бизнес Цепкало

Экс-глава ПВТ Валерий Цепкало, уехавший из Беларуси в июле прошлого года, открыл компанию по месту своего сегодняшнего проживания — в Латвии. Судя по названию, фирма Intech consulting, в которой ему принадлежит 100%-ная доля, займется консалтингом в сфере высоких технологий. Уставный фонд компании составляет 2,8 тыс. евро.
Валерий Цепкало стоял у истоков создания IT-кластера в Беларуси, с 2005 по 2018 год возглавляя Парк высоких технологий. После ухода из ПВТ он консультировал правительства Узбекистана, Азербайджана, Грузии и Саудовской Аравии, заинтересованные в развитии IT-отрасли. В 2018 году Цепкало инвестировал в биографическую энциклопедию Prabook.com. Офис компании-разработчика находится в Минске.
Кроме Валерия Цепкало, в первой половине 2021 года в экономику Латвии инвестировали несколько десятков белорусов. В их числе, например, основатели и совладельцы главного непродовольственного онлайн-ретейлера 21vek.by Сергей Вайнилович и Павел Матусевич и известный IT-предприниматель Кирилл Голуб. В этом году поменялся и самый крупный белорусский инвестор в Латвии. Теперь им является Вячеслав Святкин, общая сумма вложений которого в две компании (Visarine Investments и Primera Holding) превышает сегодня 7,2 млн евро.
Наследство для Шумской
Татьяна Шумская стала крупнейшим владельцем независимой нефтедобывающей компании «Юкола-нефть», работающей на месторождениях Саратовской и Самарской областей. Ей в собственность перешла часть пакета умершего прошлой осенью от последствий COVID-19 бизнесмена Валерия Шумского.
Согласно данным российских регистров, в настоящее время Татьяне Шумской принадлежит 36,02% доли в «Юкола-нефти» и 17,85% в геологоразведочной компании «Стандарт». Другими крупными собственниками «Юкола-нефти» являются две дочери Валерия Шумского (Ирина и Анна), Вероника Месячик и Местный благотворительный фонд имени Евфросинии Полоцкой. Фонд создавали Шумский и еще один белорусский бизнесмен, активно поддерживающий православную церковь, Константин Шавель («Шате-М»).
«Юкола-нефть», основанная в 2002 году, стала первым зарубежным активом белорусов в нефтедобывающей отрасли. В последние годы, правда, компания столкнулась с трудностями, что не могло не сказаться на ее финансовых показателях. Выручка «Юкола-нефти», в 2018 году превышавшая 10,2 млрд, в 2019 году сократилась до 7,6 млрд, а в 2020 году — до 5,6 млрд российских рублей. В прошлом году компания получила чистую прибыль в размере около 245 млн, хотя годом ранее она была близка к 1 млрд российских рублей.
Релоцировавшийся Дубаков

Еще одной IT-компанией, которая свернула деятельность в Беларуси, стала Fibery бизнесмена Михаила Дубакова. Сам он с частью минской команды улетел и обосновался на Кипре, другая часть была релоцирована в Польшу.
Михаил Дубаков в начале 2000-х выступил одним из создателей целой рыночной ниши — систем управления проектами. Разработкой этих систем занималась компания Targetprocces, которая за время своего существования продала свои решения более 1 тыс. компаний из 80 стран. В 2018 году бизнесмен, чтобы выдержать ужесточившуюся конкуренцию, привлек средства из фонда прямых инвестиций Zubr Capital Fund I («Зубр Капитал») и Европейского банка реконструкции и развития, которые стали совладельцами разработчика. В начале этого года «Зубр Капитал», Дубаков и другие фаундеры продали Targetprocces американской компании Apptio.
В том же 2018 году отошедший от оперативного управления Targetprocces бизнесмен запустил проект Fibery, который работает над усовершенствованной платформой для управления небольшими компаниями. Стартап уже привлек $1,5 млн от двух венчурных фондов.