Мир ухватился за вакцину от Covid-19. Или нет?
Вакцину от коронавируса с нетерпением ждали, казалось, все, рассчитывая на возобновление перевозок, снятие карантина, восстановление экономики. Надеялись снять с себя, наконец, опостылевшие маски. Любые новости об успехах фармацевтов давали компаниям многократный рост стоимости их акций.
Но вот вакцина создана, закуплена (прежде всего — странами «золотого миллиарда»), началась массовая вакцинация. Посмотрим, к примеру, на США: там вакцинация началась 14 декабря, и, согласно данным центров по контролю и профилактике заболеваний по штатам, к 25 января было сделано 23,5 млн прививок. За последнюю неделю вводили в среднем 1,25 млн доз в день. В результате на США сейчас приходится более трети всех вакцинаций в мире (за последнюю неделю — в среднем 3,44 млн доз в день в мировом масштабе).
Если такие темпы в США сохранятся, то к лету будет привито 60% американцев, что, как считается многими вирусологами, достаточно для выработки так называемого коллективного иммунитета и отступления вируса. Для американской экономики, а значит, и для глобальной мировой экономики это очень хорошие новости. Как и то, что массовая вакцинация идет в Европе, Китае и других странах.
Но идет ли на самом деле? А вот тут уже есть сомнения. Слишком много сообщений поступает о том, что на самом деле люди избегают вакцинации. Где-то это происходит на государственном уровне и выглядит анекдотично. Так, например, Танзания получила от ЕС €27 млн на борьбу с пандемией — и внезапно объявила страну свободной от коронавируса.
Эти средства предназначались для покупки вакцины, средств индивидуальной защиты, лекарств и проведения вакцинации населения. Но после получения денег власти Танзании объявили страну свободной от «ковида» и не стали прививать население. Президент страны Джон Магуфули заявил, что не намерен использовать какую-либо вакцину от COVID-19, а вместо этого остановится на местных травах для защиты от болезни.
«Люди наконец-то узнают правду о том, что мы в безопасности в Танзании. Знаете что? Здесь никто не носит маски. Это потому, что мы в безопасности. Вы думаете, что мы не боимся умереть? Коронавирус далеко от нас. Мы его ликвидировали», — заявил Магуфули.
А где-то все очень серьезно. Например, в России, где людям предлагают воспользоваться отечественной вакциной, больше похожей (если оценивать независимым взглядом) на ветеринарный препарат. Как результат, сейчас московские власти бьются не только с эпидемией, но и с нежеланием москвичей вакцинироваться. Чиновники всеми силами (в том числе на личном примере) пытаются побудить жителей столицы начать прививаться вакциной «Спутник V», которая уже зарегистрирована, но пока не прошла третью фазу испытаний.
Дошло до того, что мэр Москвы Собянин недвусмысленно заявил: студенты и люди с хроническими заболеваниями, сделавшие прививку, смогут вновь пользоваться заблокированными проездными на бесплатный и льготный проезд в общественном транспорте.
Несмотря на то что привиться в Москве с начала декабря может любой желающий, очереди на вакцинацию в 700 пунктах, открытых при поликлиниках, не выстраиваются. Дефицита прививочного препарата в городе не наблюдается — но неожиданно обнаружился дефицит желающих вакцинироваться.
В Европе аналогичные проблемы: страны ЕС оказались на нижних строчках в опросе социологической компании Ipsos и Всемирного банка о намерении вакцинироваться, если будет такая возможность (Россия на предпоследнем месте, всего опрос проводился в 15 странах).
Как выяснилось, во Франции готовы привиться всего 40% опрошенных, в Испании и Италии — 62%, в Германии — 65%. Власти признают проблему. Например, президент Франции Эммануэль Макрон агитирует за вакцинацию личным примером, в Италии обсуждаются обязательные прививки для госслужащих и врачей.
Даже в тоталитарном Китае, где никого особо не спрашивают, хочет ли он вакцинироваться, число желающих падает. Хотя там оно изначально было высоким, но только с октября по декабрь сократилось с 85 до 80%.
Массовая вакцинация дает миру надежду на возвращение к нормальной жизни: с открытыми границами, свободной торговлей, без карантинных ограничений. Но никто не может сказать, когда пандемия отступит. Тем более что некоторые страны начали прививать своих граждан еще в конце 2020-го, тогда как большинство других до сих пор не приступило к вакцинации населения.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) призывает богатые государства делиться препаратами с другими странами, чтобы сократить возникший разрыв. Идеальный сценарий победы над пандемией — вакцинация значительной части населения земного шара. Но сколько именно людей нужно привить от COVID-19, до сих пор неясно.
Встает вопрос: как быть с людьми, которые прививаться не хотят? Неважно почему: боятся уколов, верят рассказам конспирологов про злого Билла Гейтса и его жидкие микрочипы или просто не доверяют властям. В любом случае проблема существует.
Как сделать необязательное обязательным
Автор этих строк в свои 46 лет не привит ни от одной болезни. Да, в СССР вакцинация была всеобщей и обязательной, но у меня обнаружилась аллергия — и после ряда иммунологических тестов вакцинировать меня не стали. Проблем это никогда не вызывало. На простой вопрос «почему не вакцинирован?» достаточно было ответить одним словом: «аллергия», и больше вопросов не было. Ограничения в правах — тоже.
Но вот теперь, кажется, такие ограничения появятся. В разных странах мира обсуждается вопрос: можно ли принуждать к вакцинации, если она бесплатна? Или: раз это антиконституционно, можно ли в обязательном порядке вакцинировать от COVID-19 врачей, полицейских и учителей? (Например, по закону в России и большинстве других стран этого делать нельзя.)
Впрочем, в США специальное учреждение — комиссия по равным возможностям по трудоустройству — выпустило разъяснение, говорящее, что работодатель имеет право требовать от сотрудников пройти вакцинацию. С другой стороны, подавляющее большинство крупных компаний в США, опрошенных WSJ, не планирует воспользоваться своим правом. Вместо этого они будут предоставлять привившимся внеочередные отпуска, выдавать им подарочные сертификаты или дополнительно пополнять пенсионный счет.
Другие страны и отдельные территории изобретают собственные способы заставить вакцинироваться непокорных. Российский регион Башкирия вводит «антиковидные» паспорта, их будут получать жители с выявленными антителами. Такие паспорта планировалось запустить 5 февраля. Это QR-коды в мобильном приложении, которые автоматически будут рассылать привившимся или переболевшим. Башкирия предполагает ввести для обладателей «антиковидных» паспортов широкий набор льгот и привилегий. Правда, насколько это все соответствует Конституции — вопрос отдельный.
В Исландии уже начали выдавать цифровые свидетельства о вакцинации. Предполагается, что в будущем они будут соответствовать уровню паспорта гражданина. Аналогичную идею в тестовом варианте реализовал Израиль. Специальное приложение позволяет тем, кто уже получил две дозы вакцины, посещать культурные и спортивные мероприятия, выходить на работу и за покупками, а также выезжать за границу без обязательного карантина.
Нечто подобное сейчас разрабатывается и в Беларуси.
В Европе тоже движутся в этом направлении. В Венгрии сейчас тестируют электронный COVID-паспорт: мобильное приложение показывает информацию о тестах за последние 14 дней и прививках. Похожий проект разрабатывает Эстония, а Дания хочет запустить паспорта вакцинации уже в начале года. Некоторые страны «заходят с противоположной стороны»: в Литве и Испании планируют заносить в специальный реестр тех, кто отказался от прививки. А премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис призвал Европейскую комиссию срочно разработать единый сертификат о вакцинации против коронавируса. Такой документ должен упростить передвижение между странами блока.
Впрочем, в Германии предложение главы МИД Хайко Мааса предоставить привилегии для прошедших вакцинацию вызвало крупный скандал. Напомню, глава ведомства в одном из интервью предложил вернуть «основные права» привитым гражданам, поскольку «если в ресторане или кино соберутся только люди с прививками, они больше не будут представлять опасности друг для друга».
В ответ глава фонда защиты пациентов Ойген Брыш заявил, что министр «разжигает псевдодискуссии о привилегиях для вакцинированных» лиц. По его словам, в мире нет подтвержденных данных о гарантии полной защиты от заражения COVID-19 после вакцинации. С его заявлением согласились в Минздраве страны.
Рядовые немцы в соцсетях также раскритиковали предложение Мааса. Пользователи подчеркнули, что такое решение разделит немецкое общество на два лагеря: людей, которые имеют «привилегии», и «второй сорт», лишенный преимуществ.
В других европейских странах часто звучат опасения по поводу конфиденциальности данных. Какая именно информация будет включена в паспорт вакцинации? Кто будет отвечать за ее обработку и сохранность? Как избежать сегрегации граждан по «ковидному» признаку? Однозначных ответов нет.
Главный же вопрос: как сделать так, чтобы те, кто не был привит, не ущемлялись в своих правах? Как это будет выглядеть на практике, пока представить сложно, ведь сама идея введения паспортов вакцинации как раз и должна разделить людей на «чистых» и «нечистых». При этом граждане бедных стран, у правительств которых не хватило денег на вакцинацию, опять окажутся отделены от «золотого миллиарда».
И это притом, что сама вакцинация — дело все еще сомнительное. «Мы до сих пор не знаем, могут вакцинированные люди переносить инфекцию или нет. До тех пор, пока это не станет понятно, мы не можем быть уверены в эффективности таких паспортов», — объяснила CNN доктор Джулия Парсоннет, инфекционист из Стендфордского университета.
Также до сих пор неизвестно, как долго сохраняется иммунитет от COVID-19 и от чего это зависит. Разлет в предположениях ученых слишком велик: называются сроки от полугода до нескольких лет. Потому и время действия «ковидного» удостоверения — серьезный предмет для обсуждения. Может оказаться, что двух доз вакцины для пропуска в «нормальную жизнь» недостаточно и эту процедуру придется повторять регулярно.
Еще хуже то, что подобные решения принимаются уже не только на государственном уровне. Вот, например, Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) начинает внедрять цифровые паспорта на блокчейне, содержащие результаты теста на коронавирус и информацию о вакцинации. Паспорта станут обязательными для всех путешественников.
По мнению ассоциации, такой шаг может позволить разрешить перелеты и ослабить введенные карантинные ограничения по всему миру. Паспорт путешественника (IATA Travel Pass) будет храниться в смартфоне пользователя в виде приложения. Тестирование технологии должно начаться в феврале.
То есть там, где нас не ограничило государство, это запросто могут сделать частные компании.
Опыт соседей
Наши южные соседи тоже готовятся вести подобный учет. Запись о вакцинации от коронавируса будут делать в электронной системе здравоохранения Украины. Получить COVID-паспорт украинцы смогут у семейного врача.
По словам главного санитарного врача Украины Виктора Ляшко, власть рассматривает возможность введения также международного свидетельства о вакцинации, которое могут выдавать после курса прививок от коронавируса. Точнее, из электронной системы здравоохранения можно будет сгенерировать международное свидетельство о вакцинации. До 10 февраля все медицинские системы учета протестируют этот модуль, который будет готов к использованию.
Как считают в Киеве, в скором будущем от украинских граждан будут требовать этот документ для поездок за границу. Тем более что в ЕС уже обсуждается идея принять единые для всех стран Евросоюза правила до начала летнего туристического сезона 2021 года, создав условия для понятной и предсказуемой работы европейского туризма.
Вполне вероятно, что «антиковидный» паспорт в конце концов дополнит перечень документов, которые необходимы для въезда в ЕС гражданам стран, в него не входящих.
Хорошо, если человечество на этом и остановится.