В России 47% малых и средних бизнесов (МСБ) перед лицом коронакризиза и карантина способны продержаться до года, 27% — более года. 53% рассчитывают вернуться к доковидным показателям за период от года до трех лет. При этом объем фактической выручки сохраняется, прогнозной — снижается, кадровая динамика стабилизируется. А как реагирует на спрос ваш бизнес?
Адаптация бизнеса, особенно малого и среднего, к новой реальности, обусловленной пандемией COVID-19, везде происходит по-разному. Правда, жалобы через СМИ обычно озвучиваются примерно одинаковые: спрос упал, продаж нет, выручка рухнула; государство грозилось помочь и вроде как помогло, но не нам; кредит стал еще недоступнее, чем раньше; и далее по списку. В немалой степени на восприятие бизнесом пандемических изменений во внешней среде влияют карантинные меры (локдаун, блокировка, остановка экономики), степень их жесткости и последовательность.
Однако суть переживаемых изменений от этого не меняется и ставит перед топ-менеджментом и владельцами МСБ прежние вопросы. Сколько компания сможет продержаться на рынке? Как будет меняться выручка? Что происходит с кадрами? Как скоро удастся восстановить нормальное функционирование бизнеса при благоприятном сценарии?
Office Life взял на себя труд ознакомить белорусскую аудиторию с уже опубликованными данными российской исследовательской компании MAGRAM Market Research, полученными в сентябре-октябре в рамках ежемесячного исследования настроений МСБ (опроса владельцев и топ-менеджеров 1666 МСБ из всех регионов РФ) «Индекс RSBI». Мы выделили несколько тем, представляющих интерес для белорусской аудитории.
Запас прочности: от трех месяцев до года и более
Сценарий: ужесточение карантина, режим самоизоляции, возврат к российским реалиям первой волны пандемии. Сколько способен продержатся в таких условиях МСБ?Запас прочности у респондентов MAGRAM оказался довольно серьезным: 27% руководителей компаний убеждены, что в условиях жесткого карантина их бизнес проживет более года. Вдвое меньшее количество участников исследования (13%) дало диаметрально противоположную оценку выживаемости своего бизнеса — менее 30% дней.

Оценка МСБ срока функционирования бизнеса при ужесточении карантина
В промежутке между этими полюсами оказалась почти половина (47%) участников опроса, оценивших срок выживаемости своего МСБ в интервале от одного месяца до года. Характерно, что по мере увеличения запаса прочности количество респондентов, оценивших его таким образом, убывает: один–три месяца готовы продержаться 20% участников опроса, три–шесть месяцев — 16%, от полугода до года — всего 11%.
Если проецировать эти данные на белорусские реалии, то стоит делать поправку на то, что в нашей стране (в отличие от РФ) жесткого локдауна не было даже во время первой волны. Однако запас прочности у белорусского МСБ явно поменьше — хотя бы в силу узкого рынка и более дорогого кредита.
Будем жить по-прежнему: от года до трех
Сценарий: сравнительно благоприятный, без локдауна и ужесточения карантина, жизнь налаживается и возвращается в прежнее русло. Сколько времени в этом случае нужно для возвращения к докризисным показателям выручки и прибыли?Пессимистов, отрицающих способность вернуться к «доковидным» показателям, среди респондентов MAGRAM оказалось только 3%.
С другой стороны, более половины (53%) участников опроса уверены в возможности возврата докризисных продаж и прибылей в течение от года трех лет. Много это или мало? Наверное, ни много ни мало. Скорее, это срок, обусловленный опытом выживания и восстановления МСБ после предыдущих кризисов. Если оценивать верхнюю планку в оптике белорусского МСБ, то все сходится: скажем, между 2017 годом, когда началось восстановление реальных располагаемых денежных доходов населения Беларуси после прошлого кризиса, и 2020-м с его коронакризисом как раз примерно три года.
При этом 18% участников российского исследования осенью 2020 года уже вышло на докризисные показатели, а 17% собиралось сделать это до конца года. Это достаточно высокий уровень оптимизма, который может быть обусловлен как специализацией бизнеса, так и отложенным со времен первой волны пандемии спросом.

Оценка МСБ времени, необходимого для возврата к докризисным выручке и прибыли
Конечно, чтобы спроецировать эти данные на белорусские реалии, нужно очень много информации, которой у нас нет. Мы не знаем, как к моменту завершения пандемии перестроится экономика России, Беларуси да и всего мира. На белорусский МСБ сейчас ощутимо влияет не только эпидемический фактор, но и социально-политический. Однако базовый срок возвращения МСБ к докризисным показателям при благоприятном сценарии в Беларуси наверняка сопоставим с прогнозами россиян — от года до трех лет.
Продажи и пропажи: падаем сильнее, чем планируем
Сценарий: текущая российская реальность между двумя волнами пандемии. Как у МСБ в России накануне второй волны менялась выручка и в какой степени это соотносилось с прогнозами владельцев бизнесов?MAGRAM как ключевую тенденцию отмечает сохранение объема фактической выручки и снижение прогнозной. Среди российских респондентов рост выручки за последние три месяца характерен для 16% компаний — это рекорд за весь период с февраля 2020-го. В исследовании он объясняется ослаблением ограничительных мер против коронавируса в РФ в третьем квартале. Однако в целом реалии пандемии берут верх: в октябре сокращение выручки зафиксировали 52% МСБ, в сентябре — 54%. Очень интересен тренд ожиданий по выручке: в октябре ее падения в ближайшем квартале ожидал 41% респондентов. На рост выручки надеются лишь 20% участников опроса — примерно столько же, сколько в начале первой волны.

Фактические и ожидаемые изменения выручки МСБ
Как общую тенденцию, имеющую значение и в белорусских реалиях, выделим разрыв между прогнозами падения, данными месяцем ранее и фактическим падением (в 1,5-2 раза). Иными словами, реальный спад всегда оказывается глубже и хуже, чем ожидания владельцев МСБ. В российских условиях на это наверняка влияет отмечаемая MAGRAM регулировка государством жесткости карантинных мер, в белорусских — присоединяются социально-политические факторы. Однако спрос все равно держится на наличии у потребителя денег и готовности потратить их, а не отложить на черный день. Так что в основе его колебаний сейчас лежат состояние экономики и динамика пандемии.
Кадры: надо — сократим, надо — наберем
Сценарий: текущая российская реальность между двумя волнами пандемии.Активность МСБ на кадровом рынке, по оценке MAGRAM, впервые с февраля превысила 50 пунктов, то есть налицо оживление. В октябре к сокращениям прибегло меньшее количество бизнесов, чем в сентябре, лишь 16% (в мае штат сокращали 37% опрошенных компаний, напоминает агентство). Набирали персонал в октябре 10% компаний-респондентов, что соразмерно уровню предыдущего месяца. Прогнозы участников опроса по кадрам на ближайшие три месяца стабильны: 14% респондентов намерены набирать, 8% — сокращать.

Фактические и ожидаемые изменения штата в МСБ
В целом это позитив, имеющий отношение и к белорусским предпринимателям. Ближе к осени, на пороге второй волны пандемии, МСБ и у нас, и в России, похоже, освоился с тем, как ему адаптироваться к кризисным реалиям и как жить в них; рассчитал, сколько персонала нужно для функционирования в новом режиме, как быть с сокращением и набором. В плане кадровой политики МСБ неприхотливее и адаптабельнее крупных компаний, что не секрет. Хочется надеяться, что это увеличит его шансы на выживание при коронакризисе.