Наша версия 1.0 в лице Михаила Владимировича Мясниковича вызвала у общественности неоднозначную реакцию — что было вполне предсказуемо и понятно с учетом того накала страстей, который сейчас раскалывает белорусское общество и элиты. Кое-кто поспешил даже заподозрить нас в том, что наше СМИ использовали для «вброса» и «зондажа» общественного мнения. Но нет, ничего подобного. Просто мы не романтики, а являемся в определенной мере поклонниками легендарного немецкого канцлера Отто фон Бисмарка с его Realpolitik, когда подоплеку политических решений обусловливают не идеологические догмы, а конкретная и понятная цель. У канцлера, напомним, это было объединение немецких княжеств в Германскую империю. У нас тоже задача не из легких: найти человека, который бы сумел сохранить управляемость белорусской государственностью на время переходного периода, грамотно разрешить ситуацию и при этом быть готовым передать всю полноту власти будущему руководству, избранному на неких новых выборах до или после референдума по новой Конституции.
В белорусских реалиях смысл появления такого человека сводится к проведению новых выборов не только без участия первого президента в качестве кандидата, но и без его участия в качестве их организатора. На первый взгляд это может показаться чисто технической задачей, которую можно автоматически доверить главе правительства, получающему полномочия главы государства в случае преждевременной отставки действующего президента. Технически — да; но кто к этому моменту будет возглавлять правительство? Или, возможно, выборы будут проводиться под эгидой некоего другого органа или персоны, которые бы своим авторитетом, знаниями, талантами и прочими выдающимися качествами, во-первых, гарантировали бы плавный транзит власти без ломки опорных институтов либо с их перестройкой под новые современные реалии; во-вторых, устраивали бы в качестве компромиссной фигуры обе стороны противостояния. Поэтому встречайте нашего очередного героя: Олег Хусаенов.

Вот несколько очевидных «за» в пользу этой кандидатуры.
Хусаенов — легенда белорусского бизнеса с огромным авторитетом в предпринимательской среде.
У Олега Ильгизовича выдающиеся компетенции в сфере менеджмента в целом и антикризисного менеджмента в частности.
У него есть опыт работы с международными финансовыми институтами — одним из давнишних партнеров его фонда является Европейский банк реконструкции и развития (между прочим, один из крупнейших инвесторов белорусской экономики). Кроме того, у него есть опыт работы в России и Украине.
Бизнесы, входящие в пакет, которым управляют фонды под руководством Хусаенова, были созданы с нуля, в них нет приватизационной составляющей, его невозможно обвинять в «олигархизме».
Олег Ильгизович хороший переговорщик, интересный и эрудированный собеседник, один из немногих белорусских бизнесменов, который на протяжении долгого времени позволял себе быть публичной фигурой в отечественном информационном пространстве.
Хусаенов уже давно перерос роль инвестора — пусть даже и крупного по белорусским меркам. Он меценат, выступает ментором в различных стартапах и в качестве мотивационного оратора, т. е. он знает и чувствует, на каком языке можно общаться с абсолютно разными людьми.
У него позитивное мышление. «Первое, в любой сложной ситуации извлекайте выгоду из невыгоды» — это цитата из его свежей публикации.
Пятеро детей.
На фоне такого списка позитивных качеств Олега Хусаенова факторов «против» его привлечения на роль арбитра политического процесса гораздо меньше, но они все-таки присутствуют. Хотя хватило бы, конечно, и одного того обстоятельства, что мы до конца не знаем масштаба амбиций самого Хусаенова. Вчера они, возможно, отсутствовали; еще раньше, возможно, их не было совсем, потому что трудно было представить, что белорусский электорат (скажем так, его «нижняя» часть) проголосует за лидера с отчеством Ильгизович. Не будем тешить себя иллюзиями и размышлять штампами о некой белорусской толерантности — на мой взгляд, это скорее миф. Так что широкие массы за Ильгизовича, вероятно, не проголосовали бы. Но это раньше. А завтра? В конце концов были же у нас Рюриковичи скандинавского происхождения — почему бы не допустить, что история может крутануть новую спираль? Поэтому представители номенклатуры такую кандидатуру могут отвергнуть с порога, подозревая в нем слишком сильного потенциального соперника или противника своему вероятному ставленнику на пост президента.
(Здесь я сознательно сделаю большую оговорку в скобках: цикл этих очерков — попытаться найти приемлемую фигуру именно на роль арбитра и медиатора, а не выдвинуть нового кандидата в белорусские президенты. Поэтому, называя конкретные фамилии, ни в коем случае не хочу им ничем навредить. И заранее уверяю всех их недоброжелателей в том, что никаких инициатив со стороны героев публикаций «подсветить» их в прессе не было и уж тем более никто из них такие статьи не проплачивает. Просто мы пытаемся найти действительно достойного и компетентного человека, которому было бы под силу вывести страну и общество из этого бессмысленного политического клинча. Что касается непосредственно Олега Хусаенова, то автор лишь однажды в начале 2000-х брал у него интервью, а в остальном следит за ним по его активностям в медиа и на ивент-площадках настолько пристально, насколько это должен делать любой белорусский журналист, пишущий о современных экономике и бизнесе.)
P. S. Конечно, у нас уже есть кандидатура на «Версию 3.0» Возможно, у вас тоже. Будем благодарны за любые аргументированные подсказки. Пишите в комментариях или по адресу vitaliy.chuyasov@officelife.by.